Львовский академический театр оперы и балета имени Соломеи Крушельницкой, бесспорно можно назвать одним из грандиознейших театральных зданий Европы. Оно завораживает своей архитектурной экспрессией, скульптурным богатством и художественным оформлением. Львовская Опера смело может конкурировать с похожими сооружениями Одессе, Мюнхене и Париже.
Разместился театр Оперы в самом центре Львова. Здание ставит важный урбанистический акцент, который в южном направлении заканчивает бульварную линию на проспекте Свободы. Перспектива от площади Мицкевича до Оперы – один из лучших видов в городском пейзаже Львова.
Строительство и открытие
Львовская Опера была построена в 1897-1900 годах на бывшем устье реки Полтвы, при строительстве использовались самые новые на тот момент технологии и строительные материалы. По сей день театр Оперы во Львове остается символом высокого уровня науки архитектуры конца ХIХ столетия. Здание богато декоративными элементами, но является однородным по стилю, выполненным полностью в духе театральной помпезной стилистики эпохи Франца-Иосифа I.
Проект театра выполнен директором львовской Художетвенно-промышленной школы Зигмунтом Горголевским, который в 1895 году выиграл конкурс, объявленный львовским магистратом.
Строительство театрального здания началось в июне 1897 года на площади Голуховского (в настоящий момент площадь Торговая). После перенесения русла реки Полтвы на несколько метров вправо был заложен очень крепкий и глубокий бетонный фундамент, укрепленный железной арматурой, подробный проект которого выполнил инженер Ян Богуцкий.
Стены построены из полянского известняка, тернопольско песчаника и цемента. Зигмунт Горголевский лично руководил строительством театра и присматривал за выполнением всех работ, связанных с отделкой и художественным оформлением здания. Для отделки были приглашены лучшие львовские живописцы и скульпторы. При проектировании и строительстве театра учтены 114 современных противопожарных и строительных предписаний. Сумма, которая была потрачена на отделку и строительство составила 815 тысяч крон.
Торжественное открытие львовской Оперы состоялось 4 октября 1900 года. Среди почетных гостей были Г. Семирадский, Г.Сенкевич, И. Падеревский. Львовский армянский архиепископ И.М. Исаакович освятил театральное здание. В честь такого знаменательного события была специально написана В. Желенским опера «Янек», с О. Мишугой в главной роли.
Убранство театра. Фасад
Площадь львовской Оперы равняется 3000 кв. м, размеры здания составляют 45 метров на 95 метров. Сооружение венчает медный купол, металлическая конструкция которого находится над сценой. Главный фасад богато украшен и до уровня второго этажа оформлен лентой рустовкой. Дорийские колоны обрамляют двери главного входа.
Над карнизом расположена трёхарочная лоджия с двойными коринфскими колонами. Межоконное пространство украшают ионические колоны меньшего размера. Архивольты арок лоджий украшают головы львов и аллегорические фигуры авторства С. Вуйцика. Фигуры представляют собой: справа – Комедию и Трагедию, в центре – Славу и Фортуну, слева – Поэзию и Музыку.
В нишах между колонами слева и справа от лоджии установлены две трехметровые скульптуры в виде сидячих женщин. Слева – улыбчивая Комедия, держащая в руке театральную маску, авторства Т. Баронча; справа – хмурая Трагедия с кинжалом в руке, авторства А. Попеля.
Расположенный над венчающим карнизом аттик украшают окруженные венкам гербовые щиты. В центральной части аттика привлекают к себе внимание две группы мальчиков-гениев держащие герб Львова. Аттик украшают также выполненные из песчаника фигуры древнегреческих муз: Каллиопы, Эрато, Мельпомены, Полигимнии, Терпсихоры, Талии, Клио, Эвтерпии авторства Ю. Марковского, Т. Вишневецкого, Ю. Белтовского, Т. Баронча и А. Попеля.
В краеугольных частях аттика расположено два барельефа с изображением сцен «Гомер читает свои поэмы» и «Чествование Поэзии». На восточной и западной стороне здания находятся еще две композиции с изображением древнегреческих «Вакханалий». Авторство всех барельефов принадлежит скульптору Е. Плишевскому. Он же, согласно эскизам З. Горголевского и П. Гарасимовича, выполнил все элементы орнаментной декорации боковых и тыльных фасадов сооружения: головы львов, театральную атрибутику, капители, маскароны, щиты, раковины, лавровые ветви, пальметты.
Над аттиком, расположенном несколько в глубине главного фасада в треугольном тимпане находится многофигурная композиция «Радости и страдания жизни», исполненная в 1899 году А. Попелем. В центре композиции автор поместил старика, который сидит на сфинксе и учит юношу тайнам жизни. Слева от центральной композиции – грустные и драматические сцены: похищение девушки и женщина, оплакивающая рыцаря, умирающего на поле битвы. Рядом орел, меч и щит – символы мужества и героизма. Справа – две пары – одна отдыхает, другая танцует. Они символизируют радость и беззаботную жизнь. Рядом укрощенная пантера – символ культуры, которая подчиняет дикую природу. Длина тимпану – 20 метров, высота в центральной части 4,5 метра, а высота фигур достигает 3-х метров.
Львовская Опера имеет архитектурно завораживающий фасад, увенчанный тремя монументальными, динамичными группами авторства украинского скульптора П. Вийтовича. В центре находится величественная «Слава» с позолоченной пальмовой ветвью – символ награды для людей, которые посвятили свою жизнь искусству.
Слева на высоком постаменте установлен «Гений драматического искусства» с театральной маской и кинжалом в руке. Справа – «Гений музыки» с лирой и лавровым венком на голове. Эти шестиметровые скульптуры были отлиты из бронзы под присмотром автора на венской фабрике А.М. Бешорнера и установлены на фасад театра в 1900 году. Они не только украшают фасад здания, но и являются визитной карточкой города Львов.
С южной стороны здания над сценой на квадратном цоколе смонтирован огромный купол, покрытый медной жестью и завершающийся фонарем.
В 1900 году с западной и восточной сторон купола были установлены две бронзовые скульптурные группы авторства Е. Подгурского, символизирующих музыкальное искусство. Композиция состоит из двух женских фигур и лиры, увенчанной взлетающим лебедем.
Убранство театра. Интерьер
Вестибюль
Главный вход львовской Оперы с фасада состоит из трех двухметровых дверей, за которыми находится передняя ведущая до просторного двухъярусного вестибюля. Широкий проход соединяет вестибюль с лестничной клеткой, первого балкона заканчивающегося двумя боковыми коридорами. Лестничная клетка вестибюля построена в форме прямоугольного зала 18,15 метра высоты и 9,15 метров ширины. Потолок выполнен как стеклянный плафон, который в дневные часы обеспечивает природное освещение помещения.
Интерьер театра поражает богатством оформления и изысканностью декоративных элементов. Например, в оформлении вестибюля щедро использован мрамор разных сортов, кованый метал, золоченые элементы, декоративные скульптуры и масляные картины. Все элементы оформления гармонируют между собой и с архитектурным пространством строения.
В центре вестибюля начинают свой подъем беломраморные ступени с балюстрадой из темно-серого мрамора, которые ведут на первый балкон. Портал входа к парапету, фланкированный ионическими пилястрами, украшен мраморным портретным медальоном З. Горголевского, изготовленным в 1907 году скульптором Ю. Белтовским. Выше на волютах размещены белокаменные фигуры Трагедии и Комедии, вырезанные в 1899 году П. Вийтовичем. На ступенях установлены два оригинальных больших бронзовых светильника с лампами в форме кроны дерева и с базами, оформленными гербами города Львова. Эти светильники в 1899 году по проекту З. Горголевкого выполнили ученики львовской Художественно-промышленной школы.
Интересным примером художественного кузнечества являются декоративные позолоченные балюстрадные решетки второго балкона, выполненные в мастерских Е. Готлиба и Ю. Свободы. Известная львовская фирма Д. Цулиани изготовила мозаичный пол из оригинальной керамической плитки.
Стены вестибюля по всему периметру первого балкона обведены мраморной балюстрадой. Два верхних этажа украшены арочными аркадами, фланкированными ионическими пилястрами темного цвета. По узким сторонам вестибюля аркады открыты, но в широкой стороне они слепые, а в аркады зеркального фойе установлены окна. Поля слепых аркад украшены позолоченной лепкой авторства Е. Плишевского в форме пальметт, ветвей лавра, венков роз и гирлянд из колокольчиков. Над полями аркад в нишах во время обновления здания в 1984 году был установлен бюсты известных поэтов Т. Шевченко, И. Франка, А. Пушкина и А. Мицкевича.
Выше, над аркадами, видим фриз, обильно украшенный позолоченной лепкой и шестнадцатью имитациями камей, выполненных художником Е.М. Питчем в 1899 году на специально загрунтованном бельгийском полотне. Аллегорические сцены на этих полотнах представляют Мужественность, Страдание, Самопожертвование, Триумф красоты, Музыку, Танец, Жизнь и Свободу. Падуга над карнизом под стеклянным плафоном потолка украшена двенадцатью наклеенными на стены аллегоричными картинами, написанными в 1900 году львовскими художниками под руководством Т. Попеля. На северной стене над главным входом к партеру находится: картина Т. Рыбковского, что символизирует львовское мещанство; дальше Весна – кисти Т. Попеля; картина З. Розвадовского, что изображает сельскую жизнь; Лето Т. Попеля; аллегория Шляхты авторства Т. Рыбковского. На противоположной стороне размешены аллегории Скульптуры и Осени Т. Попеля; дальше посередине – Наука и Искусство авторства М. Гарасимовича; Зима Т. Попеля; Живопись – Д. Котовского.
Налево от входа на боковой стене находится картина Д. Котовского, что символизирует Современную музыку, напротив картина кисти В. Крыцинского, что изображает старинную музыку. Все картины выполнены в одном стиле и выдержаны в однородной цветовой гамме. В целом убранство вестибюля представляет собой своеобразную галерею искусства XIX века. Такое же впечатление складывается и в зеркальном фойе.
Зеркальное фойе
Вход в зеркальное фойе театра находится на первом этаже вестибюля. К этому презентабельному залу, месту отдыха зрителей во время антрактов, можно войти двумя дверями с боковых коридоров первого балкона. Зеркальный зал размерами 35 метров на 7,5 метров был оформлен в 1899-1900 годах. Это изысканное фойе разделено арками на три части: просторную центральную и две поменьше, боковые. Сквозь большие арочные окна лоджии, которые освещаются потоками дневного света, открывается красивый вид на главный проспект города. Стены и потолок зала обильно украшены позолоченной лепниной, выполненной по проекту П. Гарасимовича (барельефы с эмблемами, женские головы и другие). Позолоченные также капители коринфских пилястр, элементы фриза и карниза, рамы восьми хрустальных венецианских зеркал, расположенных на противоположной стене и визуально увеличивающих размеры фойе.
В супрапортах над зеркалами расположены обрамленные позолоченным скульптурным декором картины кисти П. Гарасимовича, что представляют времена года, персонифицированных в фигурах маленьких мальчиков-путти. Картины изображают: Весну на фоне бело-розового цвета яблони, Лето – на фоне роз, Осень – на фоне хризантем, Зиму – на фоне заснеженного поля. Все тот же художник выполнил картины в супрапортах над зеркалами боковых меньших частей фойе, на которых в образах детей представлены аллегории четырех частей мира: Европы, Азии, Америки и Африки. В этих же частях фойе находятся два небольших балкона.
Над архивольтами балконов расположены четыре аллегорические фигуры авторства П. Вийтовича. Они символизируют четыре противоположных типа человеческого характера и чувств. Балконы восточной стороны зала украшают: Любовь в изображении молодой женщины, которую целует амурчик, и Зависть, которая от них отвернулась. На западной стороне зала балкон декорирован фигурой Спеси – в виде женщины, засмотревшейся в зеркало и Материнства – женщины с маленьким ребенком. В 1984 году во время реставрации здания в средней части фойе в нишах над зеркалам были установлены четыре бюста известных украинских и российских композиторов ХIХ века М. Лисенка, С. Гулака-Артемовского, П. Чайковского и М. Глинки. Они заменили уничтоженные во время войны бюсты польских композиторов Ф. Шопена, С. Монюшка, Ю. Эльснера и К. Курпинского.
Кульминацией художественного оформления фойе Оперы являются картины расположенные на потолке и над карнизом. Нарисованные в 1900 году львовскими художниками под руководством С. Дембицкого, они представляют аллегории человеческих чувств, и сцены из польских опер и драматических произведений, популярных в конце ХIХ века. Лично С. Дембицкий исполнил три большие картины, украшающие потолок, разделенный на три плафона. В плафонах изображены аллегории Танца, Поэзии и Музыки, выдержанных в светлых, изысканных красках. Заметными в этих композициях являются элементы символизма и импрессионизма, проступающие в картинах, расположенных над карнизом. Они представляют Мужественность, Любовь, Мудрость и Справедливость. Мужественность автор изобразил в виде черноволосой женщины с хмурым лицом и кинжалом в руке. Любовь изображена в образе светловолосой девушки с нежным лицом; Мудрость – это задумчивая седая женщина с пергаментным свитком, Справедливость – в образе древнегреческой Фемиды с весами и мечем в руках.
Полотна других художников исполнены в более традиционном стиле. На боковых, более меньших стенах размещены две картины кисти Ю. Зубера, со сценами из спектаклей «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы.» В. Богуславского и Стефани, «Карпатские горцы» Ю. Коженевского. Ю. Зубер был так же автором картины, что расположена на северной стороне фойе. Это динамично выполненная сцена из исторической драмы Я. Кохановского «Отказ греческим послам». На этой же стороне сцены из «Мести» О. Фредра и «Балладыны» Ю. Словацкого. Первая из них авторства О. Августиновича, вторая – С. Качор-Батовского. На противоположной стороне зеркального зала так же расположены три большие картины. Слева сцена из драмы А. Фелинского «Барбара Радзывилл» кисти С. Качор-Батовского. Автор выбрал сцену, когда король Зигмунт-Август протягивает в отчаяние руки к потерявшей сознание жене. Центральное место занимает картина О. Августиновича со сценой из комедии Ф. Заблоцкого «Фирцик-ветреник». Последняя картина по этой стороне – композиция кисти С. Качор-Батовского, что представляет знаменитую оперу С. Монюшка «Галька». С. Качор-Батовский умело передает чувства бедной обманутой девушки.
В центре фойе со стороны северной стены находится бюст известной украинской оперной певицы Соломеи Крушельницкой. Ее имя с 2002 года присвоено коллективу театра. Отлитую из бронзы фигуру певицы авторства Я. Скакуна установили на постаменте из искусственного красного мрамора и торжественно открыли в 2002 году. В 2004 году установили бюсты известных певцов Мишуги и Менцынского, а 2005 году главного художника театра Е. Лисика и главного дирижера Я. Вощака.
Зрительный зал
Самой главной частью львовской Оперы является зрительный зал, построенный в форме лиры, размерами 22,5 метра на 18,5 метра. Зрительный зал состоит из партера и трех балконов и насчитывает 44 ложи, вмещая около тысячи зрителей. С 1900 года традиционно сохраняется бордовый цвет обивки кресел. Изысканное скульптурное и художественное оформление, выполненное в 1899-1900 годах, досконально соответствует монументальной архитектуре здания.
Хорошо смотрится неоренесансный и необарочный декор балконов, лож, потолка выполненный под руководством П. Гарасимовича. Главный акцент в оформлении балконов возложен на гипсовые фигуры атлантов, кариатид, муз, гениев, герм. Авторами моделей были П. Вийтович, Е. Подгурский, Д. Джованетти, отделочные работы выполняли ученики львовской Художетвенно-промышленной школы, тогда это были начинающие скульпторы С. Чапек, Т. Чарнецкий и И. Пастернак.
Скульптурное оформление галереи первого балкона дополняют камеи с аллегорическими сценами, которые символизируют: Наивность, Дружбу, Печаль, Любовь, Преступление, Радость, Борьбу, Спесь, Правду, Страх. Авторами камей были художники В. Крыцинский и Г. Кюн.
Богатством убранства выделяются ложи балконов в просцениуме театра. Эти трехэтажные ложи отделены от балконов, фланцованы колонами с коринфскими капителями, украшены фигурами крылатых гениев и амурчиками, завершены архивольтами. Над архивольтами расположены четыре аллегории искусств, декоративные щиты и раковины. Слева, на первом балконе, находится императорская ложа, которая имеет отдельный вход с улицы и небольшой вестибюль, оформленный зеркалами, бронзовой круглой люстрой и необарочной позолоченной лепкой. С вестибюля наверх ведут беломраморные ступени, они мастерски украшенные кованными и позолоченными балюстрадными решетками. Ступени освещает большое арочное окно и изысканные бронзовые светильники. Двери к императорскому салону и ложи выполнены из ценных пород красного дерева. Небольшой салон драпирован шелковой тканью бордового цвета и меблирован стильной мебелью конца ХIХ века.
Потолок
Также пышно оформлен потолок зрительного зала львовской Оперы. В центре потолка находится большой круглый плафон с красивой бронзовой люстрой, выполненной по проекту З. Горголевского в форме большой полусферы с матовыми лампами, производящими впечатление драгоценных опалов. Позолоченная лепка в форме гирлянд цветов и листьев разделяют круг вокруг плафона на десять сегментов, в которых находятся картины с аллегорическими женскими фигурами. Картины, как и все остальные художественные произведения зрительного зала, выполнены под художественным руководством С. Рейхана в 1899-1900 годах.
Первая из них, повернутая к центру сцены, представляет Грацию и принадлежит кисти Е.М. Питча, следующая слева от нее – Музыка О. Августиновича, третья – Танец З. Розвадовского. Четвертая – женская фигура с кнутом – символизирует Критику. Эту картину выполнил Т. Рыбковский. Пятая – фигура женщины с черным шарфом и маской – авторство Л. Кеглера – представляет Драматическое искусство, шестая – Вдохновение О. Августиновича, следующая – Веселье (Вакханка) с тамбурином в руке авторства С. Качор-Батовского, далее – окутанная лиловым шарфом скромная Ненависть Т. Попеля, девятая – Иллюзия (с мыльным аузырём) кисти О. Стефановича. Десятая фигура с зеркалом в руке – Правда, авторства Т. Попеля. Все эти женские фигуры ловкими движениями как бы поднимаются ввысь, а в ритмике изгибов и в деликатном сочетании цветов чувствуется влияние сецессии.
Художественные образы плафона дополняют десять гипсовых медальонов авторства П. Гарасимовича и Е. Подгурского, с портретами известных представителей львовской сцены – А. Жулковского, Я. Круликовского, А. Трусколяской, К. Овсинского, В. Смоховского, Ю. Рихтера, Ф. Бенди, Я. Новаковского, Г.Моджеевской, А. Ашпергер. Медальоны, как оправой, оточены камеями с аллегорическими сценами, выполненными Е. Питчем.
Над венчающем карнизом на одинаковом расстоянии сделаны арочные ниши с вентиляционными отверстиями, прикрытые позолоченными решетками.
Выгнутые поверхности стены между нишами украшены стенописью с мотивами театральных масок в лавровых венках, цветочных и фруктовых гирляндах.
В центральной арочной нише над просцениумом размещена скульптурная группа «Искусство и Гений молодости» авторства П. Вийтовича, с фигурами, которые венчают лавровой ветвью позолоченный герб города Львова. Рядом скульптор поместил позолоченную лиру и пальмовую ветвь, что символизируют искусство и славу. Потолок просцениума украшает плафон «Апофеоз Славы» кисти С. Рейхана, на котором изображены фигура Славы в древнем рыдване, подающая Гению лавровую ветвь. Плафон, выполнен в светлых тонах, в неорококовом стиле, обрамленный в позолоченную раму и лепку.
Занавес
От сцены зрительный зал театра отделяет противопожарный занавес, на котором наклеена масляная картина кисти С. Ясенского, что изображает панораму Львова с Стрийских холмов конца ХIХ века. На первом плане художник нарисовал изящные неоренессансные ворота и ограду. С. Ясенский вместе с Я. Дюллем так же выполнили в театральном здании все внутренние малярные работы и золочение, а в 1900-1908 годах был автором большинства сценических декораций львовского Городского театра.
Исключительную ценность представляет собой занавес кисти Г. Семирадского, нарисованный в Риме в 1899-1900 годах. В львовском театре они впервые был показан в январе 1901 года. Размеры занавеса вместе с бордюром, выполненным в 1931 году Ф. Выгживальским, составляют 9 метров на 12 метров. Аллегорическая композиция «Парнас» представляет смысл людской жизни и театрализована в своей стилистике. Театр, жизнь, творчество – вот символическая триада ее содержания.
В центре занавеса автор изобразил алтарь Аполлона Дельфийского, построенный в основании горы Парнас. Вдохновение – основная фигура всей композиции, представлена в виде дельфийской жрицы-пророчицы Пифии. Слева в таинственных клубах подземных испарений выплывает Фантазия, справа расположена фигура Ума в доспехах богини Афины, с весами в руке, символизирующих равновесие. В процессе художественно процесса раздумчивый Ум приводит в равновесие неукротимую Фантазию.
С двух сторон от трех главных фигур художник поместил древнегреческую музу, что символизирует театральное искусство.
Оперу представляет молодая женщина в пурпурном плаще и с арфой в руке. Засмотревшись на Вдохновение, она стоит слева от центральной группы.
Рядом с ней две фигуры. Первая – обнаженная Сирена с двойной свирелью (авлосом) в руке, которая объединяет формы женщины и птицы и символизирует музыку. Вторая – муза лирической песни Евтерпа с лирой в руке и лавровым венком на голове. Оперетту символизирует улыбающаяся Эрато – муза любовной поэзии. Она сидит немного ниже с кифарой, украшенной комичной маской. На первом плане внизу, окруженная двумя амурчиками, в зеленом одеянии танцует Терпсихора, олицетворяющая Танец.
С правой стороны занавеса на фоне хмурого ландшафта художник нарисовал толпу людей, которые скидывают друг друга в пропасть, гонятся за неуловимыми летающими видениями обманчивого счастья – Славой с сурьмой и венком, Фортуной с рогом изобилия и Утехой в образе Эроса. Муза Истории Клио, показывающая на эту вековечную суету, что являет собой трагикомическую суть истории человечества, держит в руке книгу с вписанным в нее латинским изречением «Так было, так есть, и будет ли так всегда?». С ужасом и болью смотрит на эту цену муза Трагедии Мельпомена, зато муза Комедии Талия, сидящая рядом, наблюдет все это со смехом и насмешкой.
Занавес, который составляет исключительную художественную и историческую ценность, была старательно отреставрирована в 1978-1984 годах, во время основательной реставрации и обновления здания львовской Оперы.
Сценическая жизнь
На сцене львовской Оперы выступало большое количество известных актеров, среди которых С. Крушельницкая, М. Менцинский, О. Мишуга, С. Руснак, А. Дидур, Я. Кепура, О. Бандровский, Е. Бандровская-Турская, Я. Королевич-Вайда, А.Сари, Д. Беллинциони, Е. Карузо, М. Баттистини.
Творческие коллектив Оперы и сегодня отличается высоким художественным уровнем. Среди балетов заслуженной популярностью пользуются «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. Чайковского, Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Эсеральда» Ц. Пуньи. Неизменный успех у постановок классических опер Д. Верди «Травиата», «Отелло», «Аида», «Набукко», «Бал маскарад», оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, которые исполняются на языке оригинала. На итальянском также поставлены оперы Д. Пуччини «Богема», «Флория Тоска», «Мадам Батерфляй». Опера Ж. Бизе «Кармен» исполняется на французском языке. В репертуаре присутствует и украинская классика: «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовкого, «Наталка Полтавка» М. Лисенка, «Украденное счастье» Ю. Мейтуса. Событием сезона 2001 года была постановка оперы известного львовского композитора М. Скорика «Моисей».
В 2005 году в театре было заменена аппаратура освещения сцены, выполненная японской фирмой «Тошиба».
Творческий коллектив театра оперы и балета включает около 500 человек. В том числе это Симфонический оркестр – 90 музыкантов, 50 солистов оперы, хор из 60 человек и балетная труппа из 60 танцоров.
Построенное более ста лет назад здание львовской Оперы и сегодня остается гордостью жителей города. Оно доминирует в центре Львова, было и остается его символом. Бесценный памятник архитектуры и изобразительного искусства верно служит убежищем для муз и каждый день привлекает массы зрителей и туристов.
Контакты и кассы
Львовский национальный академический театр оперы и балета имени Соломии Крушельницкой Проспект Свободы, 28.
Телефон: +380 (32) 235 65 86.
Режим работы: вторник-воскресение с 11.00 до 18.00
Билеты можно приобрести
— в кассах театра. Телефоны: +380 (32) 235 65 86, 242 11 63.
Режим работы: с 11.00 до 14.00 и с 15.00 до 18.00 . Выходной день – понедельник.
— в центральной театральной кассе: проспект Свободы, 37.
Телефоны: +380 (32) 260 13 60, 272 88 60.
Режим работы: с 10.00 до 13.00 и с 15.00 до 17.00 . Выходной день – воскресение.
Официальный сайт львовской Оперы: opera.lviv.ua.
В статье использованы материалы «Путеводителя «Львовская Опера» Юрия Бирюлёва и Юрия Смирнова, журнала «Галицька брама», а также официального сайта театра.
Фотографии Артёма Губкина и Татьяны Губкиной.