Железнодорожные вагоны, в которых нам довелось путешествовать по Индии, во время движения гремели и бренчали, словно пустые железные бочки. Особый стук и у колес, когда они катят вас по мосту. А тут мы проезжали знаменитый Мальвиа-мост. Под нами во всю свою ширь простиралась спокойная мутно-зеленая гладь Ганга, а на другом его высоком берегу открывалась удивительная панорама Бенареса, который казался волшебным видением. Он словно висел в воздухе, отражаясь в водах реки. Весь этот мираж длился не более минуты.
Варанаси – Бенарес
Выйдя из вагона, мы увидели над кубическим зданием вокзала надпись: «Варанаси». Следовательно, нет в Индии никакого Бенареса, а существует город Варанаси, получивший свое имя от названия двух речек — Варуны и Аси, впадающих в Ганг. Город устроился между этими речками вдоль западного берега Ганга. Такая история, между прочим, произошла с названием очень многих городов мира. Ведь мы и сейчас привыкли называть столицу Италии Римом, а между тем итальянцы называют ее, как и тысячу лет назад, Рома. Бывали и такие случаи, когда в переводе на другие языки название городов совершенно неузнаваемо менялось, как например название города Наполи (Неаполь). Китайцы не знают слов «Китай» и «китайцы», а в Германии нет слов «немец» и «немецкий».
У города Бенареса есть еще одно имя, которым его ласково называют все правоверные индуисты, — Каши, что означает «Свет души». Каши — если можно так сказать — духовная столица Индии. Здесь в течение тысячелетий складывались многие черты индуистского культа и возникли такие религии, как джайнизм и буддизм. Основателем и покровителем города считается сам грозный и могущественный повелитель гор и рек — Шива.
По преданию, в этом городе жили легендарные основатели буддизма и джайнизма — Будда-Гаутама и Маха-вир-Джинна. Здесь в XV веке жил великий религиозный реформатор Кабир. Здесь в 1532 г. родился и прожил около ста лет великий индийский поэт Тулси Дас, половину жизни своей создававший поэтическое переложение «Рамаяны» («Рамачаритманасы» — «Моря подвигов Рамы»), а также написавший сборник «Песнопения о Кришне». Нет в Индии сколько-нибудь известного или знаменитого человека, который не побывал бы здесь и не сказал бы своего слова об этом необыкновенном городе, который словно феникс возрождается из пепла веков перед взором изумленного современника.
С этим городом также связано предание о господе Шри Чайтанья Махапрабху, который согласно бенгальскому вайшнавизму (получившему продолжение в современном Обществе Сознания Кришны) является последним из приходивших в наш мир воплощений Верховной Личности Бога. В Варанаси великий философ и проповедник преданного служения вступил в теософский диспут со сторонниками имперсонализама, отрицающими наличие личности у Творца. Продемонстрировав совершенное ведическое знание, Шри Чайтанья Махапрабху легко убедил философов-майявади в существовании любящего Бога, который суть Брахман. Философы признали, что лучше им не спорить, а воспевать святое имя Кришны
Вряд ли в целом мире найдется более экзотический город, чем этот. Предел мечтаний индуистов и буддистов всего мира — хотя бы раз в жизни побывать в этом городе. Нескончаемым потоком идут сюда паломники и туристы со всего мира, зная о том, что только в этом городе можно увидеть словно ожившие из глубины веков сцены жизни и обычаи, подобные тем, какие когда-то существовали в древнем Египте и Месопотамии, увидеть индуистский пантеон в действии. Бенарес-Варанаси с его полутора тысячами храмов являет нам тип города, подобного египетским златовратым Фивам или Вавилону с его зикхуратами.
В отеле «Париж», куда нас поместили, обстановка была весьма своеобразной — этакое смешение «французского с бенаресским». Публика здесь была самая разнонациональная и разноязычная — туристы из всех стран мира. Например, мне не приходилось нигде ранее видеть такого мощного вооружения фотоаппаратами и видеотехникой самых малых и гигантских размеров. Многие туристы были похожи на охотников за тиграми, что называется — туристы экстракласса.
Сарнатх
Рождение и упадок
Знакомство с Бенаресом индийские экскурсоводы обычно советуют начать с его знаменитого пригорода, называемого Сарнатхом (Сарнатом). Последуем этому совету.
Сарнатх — это заповедная святыня буддистов. Здесь, в окрестностях Бенареса, как повествует легенда, в конце VI в. до н. э. появился Будда Гаутама и произнес свою первую проповедь о «четырех благородных истинах» и «восьмеричном пути спасения.
А тремя столетиями позже царь Ашока из династии Маурьев поставил буддизм на службу государству. По его повелению здесь, в Сарнатхе, под боком у брахманов Варанаси были построены первые буддистские храмы и монастыри. С этого времени в стране началась непрекращающаяся борьба между индуизмом и буддизмом. Из Сарнатха буддизм распространялся по всей Индии, а затем и по другим странам мира — в Юго-восточную Азию, в Китай, Тибет, Монголию, Японию. Индийский буддизм просуществовал в течение тысячелетия, с VI в. до н. э. по X— XI вв. н. э. Он соответствовал своей эпохе и сыграл важную роль в развитии общества империи Маурьев и Гупты.
В VIII—IX вв. началась первая волна мусульманского вторжения в Индию. Государство пришло в упадок. В раздробленных частях Индии возникают феодальные княжества и возрождается брахманизм. Иноземные завоеватели вместе с брахманами разрушили буддийскую культуру. Был уничтожен и Сарнатх. Целое тысячелетие он находился в запустении и безвестности. Он снова возвращается к жизни только в новое время — вместе с рождением Индии как самостоятельного и независимого государства. Кризис и упадок колониализма в значительной степени сказался на религиозной обстановке. Многообразные религиозные течения стали играть более активную роль в политических событиях страны.
Возрождение
Возрождение буддизма в Индии началось в конце позапрошлого столетия. Особенно ратовал за возрождение Сарнатха как буддийского центра в Индии миссионер Анагарника Дхармапала, основатель Великобуддийского общества Маха-Бодхи (1891 г.), ставшего первой международной буддийской организацией, защищающей права и привилегии буддийских общин во всех странах мира. Создав организационную базу и собрав значительные средства, Дхармапала появился в конце века в Индии и прибыл в Сарнатх, чтобы начать его восстановление. В 1920-х гг. Дхармапала обращался даже за помощью к Махатме Ганди.
В своем письме Ганди он писал о том, что Сарнатх принадлежит всему человечеству и что его восстановление будет символом возрождения индийской нации. Отвечая ему, Ганди высказал мысль, что это станет возможным только тогда, когда Индия станет свободной. Однако деньги международной организации сделали свое дело. Британская администрация разрешила начать восстановление Сарнатха.
Когда Дхармапала прибыл в Сарнатх, это был пустырь, заросший чертополохом, под грудами мусора и земли покоились жалкие остатки буддийских монастырей и храмов. Тогда и начались раскопки и реставрация уцелевших строений, а также строительство новых храмов. Были разбиты новые парки и сады, тенистые аллеи и зеленые луга, в которых снова завели оленей и ланей, подобных тем, которые здесь водились во времена Будды. Сюда начали стекаться буддийские монахи из других стран и возводить здесь свои храмы и молиться каждый на свой манер. Английские археологи тем временем занимались раскопками и нашли массу ценнейших реликвий изначального буддизма. При этом многое было, конечно, украдено и увезено из Индии. Это продолжалось до тех пор, пока не вмешалось буддийское общество. Наконец, в Сарпате был создан Национальный археологический музей.
Памятники Сарнатха
Мульгапдха Кути Бихара
В 1930-е гг., еще при жизни Дхармапалы, здесь был выстроен современный буддийский храм, получивший название Мульгапдха Кути Бихара. Этот храм стал своеобразным памятником Анагарнике Дхармапало. Оп является теперь главным буддийским храмом всего заповедника. В нем находятся ценнейшие реликвии буддизма, найденные при раскопках.
Ступа Шауканди
Внимание всех туристов привлекает ступа Шауканди, построенная в V в. на том месте, где Будда встретил своих первых пятерых учеников и произнес свою первую проповедь. В XVI в. шах Акбар приспособил эту ступу под мечеть в память важного события жизни своего отца Хумаюна, устроившего в этой ступе ночлег во время его похода против мятежного сателлита бенгальского правителя Шер-хана. Отсюда, с подножья ступы Шауканди, открывается восхитительный вид на сады и храмы Сарнатха.
Колонна царя Ашока
Среди развалин буддийского монастыря сохранилось нижнее основание всемирно известной колонны царя Ашока. разрушенной позже брахманами. На колонне сохранилась надпись, гласившая, что возведена она царем Ашоком на том самом месте, где Будда читал проповедь уже не пятерым, а шестидесяти своим последователям.
Ступа Дхамек
В центре Сарнатха Ашок построил также ступенчатую Дхамек-ступу на том месте, где Будда произвел свой первый ритуал богослужения, называемый «Дхарма Шакра Прабартан» (служение святой истине). Ступа представляет собой купол, или колокол, поставленный своим основанием на землю. Все наиболее древние храмы в Индии строились в форме таких ступ, а в Китае — в форме пагод — храмов индокитайского стиля или ламаистских дацанов в Тибете.
Археологический музей
Великолепный Археологический музей в Сарнатхе содержит редчайшее собрание буддийской скульптуры с III в. до н. э. по XII в. н. э., т. е. до того времени, когда Сарнатх был разрушен брахманами и мусульманскими набегами. Здесь представлены все периоды и все школы буддийского искусства, по которым можно проследить эволюцию буддийской идеологии и вероучения. Наиболее яркий памятник времени царя Ашока — отлично сохранившаяся львиная капитель той самой колонны о которой уже шла речь. Одна эта капитель может свидетельствовать о том, каким высоким было античное искусство Индии, развивавшееся независимо от эллинистической культуры.
Об этом говорят также и первые скульптурные портреты Будды. Среди них примечательна статуя Будды из красного песчаника. Она изображает обычного бритоголового тучною мужчину (похожего на некоторых брахманов, которых мы встречали на улицах Бенареса), который произносит свою очередную речь, держа в одной руке поводок от колесницы. Статуи Будды, высеченные из мрамора на 7—10 столетий позже (V в. н. э.), чем статуя «красного брахмана», иные и стилизованы под неземного Будду («Голова Будды», «Будда, размышляющий на троне»). Среди экспонатов музея особенно запоминаются чудесные мозаичные панели, изображающие события жизни Будды, а также портреты-иконы бодисатв — махаяны, вайраяны, таит- раяны и др.
Махаяна и Хинаяна
На стенах храма яркие красочные фрески, выполненные японскими мастерами в старой японской классической манере. Переходя от сюжета к сюжету, можно проследить основные вехи и события жизни Будды, его подвиги и мотивы его учения.
Так же как и в христианстве, в буддизме существуют многие редакции и варианты земных — человеческих и божественных — мифических биографий. Божественная, или мифическая, биография представляет Будду как божество и, естественно, наделяет его всеми атрибутами божества или божественной силы — творением чудес, непорочным зачатием и т. п. Такое представление о Будде возникло в позднем буддизме и было распространено за пределами Индии — в Тибете, Китае, Монголии и Японии, — когда образовались различные национальные разновидности буддизма, объединяемые общим наименованием «Махаяна», т. е. «большое колесо спасения». Здесь образ и облик Будды растворился в различных религиозных понятиях о верховном божестве — Майтрее.
Ранний индийский буддизм — «Хинаяна» («малое колесо»)— возникает на индуистской почве. Здесь Будда выступает как сверхчеловек, как одно из человеческих воплощений бога, который после долгих исканий и испытаний нашел святую истину, свои путь и метод спасения от земных страданий. Отсюда возникает обыденная, т. е. земная, биография Будды, очень сходная с биографией других героев индийского эпоса в Ведах и в Рамаяне, рассказывающих о различных перевоплощениях богов Вишну, Кришны п Шивы в те или иные человеческие образы.
Земная биография Будды
В современной буддийской историографии превалируют тенденции отношения к Будде как к исторической личности. О Будде написано немало земных биографий как о философе и основоположнике новой религии в Индии — Саккно Муни. В индийской буддийской и джайнистской литературе Будда представлен как царский сын Сидхартха Гаутама, живший и умерший как обычный человек, бывший современником известных философов и проповедников, таких, например, как Махавира-Джина (основатель джайнизма), с которым он якобы спорил и полемизировал. Другие считают Будду и Махавиру-Джияу одним и тем же лицом.
Увиденные нами фрески в храме Мульгандха Кути Бихара и описывают именно того самого Будду — человека, родившегося в 460 г. до н. э. в одном из северных княжеств Индии, в окрестностях города Капилавасту, в Лумбийском лесу, между двумя высокими деревьями. Считается, что его матерью была Махаман — жена вождя племени макьев Суддоходана, которого иногда называют царем.
Гаутама рос веселым и жизнерадостным и лишь иногда предавался долгим созерцаниям и размышлениям. Когда он подрос, его женили на красавице Ямодхаре, а через год у них родился сын. Но вот однажды, убежав из царского дворца и оказавшись на улицах города без присмотра слуг, он впервые увидел тяжелобольного человека, затем убогого нищего и, наконец, тело умершего человека. Потрясенный и подавленный, он делает первое свое «великое» открытие: «Жизнь есть страдание и бесполезное существование».
Вернувшись домой, Гаутама, охваченный сомнениями, душевными муками, решается покинуть родной дом и семью. Вот он в последний раз смотрит на безмятежно спящих юную жену и младенца-сына, которых он решает покинуть навсегда ради спасения своей души. 29-летний Гаутама уходит в Гималаи и в течение 6 лет живет как аскет, испытывая все методы умерщвления плоти под руководством индуистских отшельников — раши и садху. Но и эти испытания не приносят ему открытия «святых истин». Гаутама осуждает аскетизм как бесполезное занятие и снова спускается с гор в долины, возвращаясь к людям. В знак этого приобщения он испил миску молока, которую ему принесла Суджата — дочь торговца, и затем, усевшись под деревом Гипал, начал размышлять о сути человеческого бытия. Так на него нашло прозрение. Теперь он живет среди людей, пьет и ест то же, что и они, переживает их радости и горести, но при этом наибольшей радостью считает свое созерцание, уход в себя. С этого времени он и стал называться «Будхой» — «Осененным истиной», «Просветленным». Гаутама — Будха создает учение о «четырех благородных истинах» и о путях перевоплощений в различные состояния, о конечном переселении духа в мир небытия — в «нирвану». В конце концов и он достигает того особого состояния, которое называется «Будха» — «просветленный». Существует целая философская и теологическая буддийская наука, согласно которой каждый последователь буддизма может достичь благодаря известным усилиям и стараниям состояния близкого к Будде, т. е. превратиться в «бодисатву». Отсюда возникло позже в Махаяне представление о «тысячах Будд», сосредоточенных в мире и растворенных в небытии.
Первая проповедь Будды в Варанаси
Согласно буддийской легенде, первую свою проповедь Будда, как уже отмечалось выше, произнес в окрестностях Варанаси, в Сарнатхе. Здесь он обрел первых учеников и последователей и создал первую монашескую общину, а затем в течение 40 лет скитался по дорогам Индии, по городам долины Ганга, проповедуя свое новое учение — «дхарму» (закон благочестия). Наиболее ранний вариант биографии Будды содержится в Типитаке — палийском тексте. Типитака — «три корзины». В первой, Виная-питаке — «корзине устава» — содержатся правила поведения в жизни монахов; во второй, Сутта-питаке — «корзине изречений» — содержатся поучения и притчи, приписываемые Будде; в третьей, Абхадхам-мапитаке — «корзине закона» — излагается суть буддийского учения, его «символ веры».
В Палийский канон входят 550 рассказов (джаток) о различных подвигах и случаях из жизни Будды, рассказанных самим Буддой. Некоторые из них запечатлены на фресках храма Мульгаидха Кути Бихар.
Четыре благородные истины
Итак, главное в буддизме — учение о четырех «благородных истинах».
Первая «благородная истина» гласит: жизнь есть зло, жить — значит страдать (рождение, старость, болезни, смерть — все страдания). Следовательно, лучше не рождаться и не жить, а коль родился, скорее достичь нирваны — состояния внематериального, не воплощаемого в других существах духа. Нирвана есть идея блаженства. Все живое страдает. Все неживое, всякое небытие — совершенство, вечность, абсолютная истина. Человек должен бороться с воплощением жизни и смерти, искусителем и соблазнителем — Марой.
Вторая «благородная истина» состоит в том, что причиной всех страданий является жажда жизни, неосуществленных желаний, наслаждений и власти. Всякое деяние есть следствие желаний и причина страданий человека. Деянию противопоставлено недеяние, покой, созерцание самого себя.
Третья «благородная истина» гласит, что избавится от страданий тот, кто сумеет освободиться, отказаться от желаний и от деяний.
Четвертая «благородная истина» предписывает восьмиричный путь спасения, избавления от страданий, путь истинных воззрений и стремлений: правдивой речи, доброго поведения, честности добывания средств существования, истинного усердия, верной памяти, самоуглубления, ненасилия, созерцания.
Однако обрести такое спасение в течение одной жизни не так-то просто, как кажется со стороны. Чтобы спастись, проповедует буддизм, необходимо прожить много жизней, постепенно поднимаясь по ступенькам праведности к нирване. Спасение достигается личными усилиями человека, а не провидением, не божественной силой. Боги — это бывшие люди. Человек сам может стать в конце концов Буддой, богом. Буддизм отрицает жертвоприношения, кастовые различия и касты вообще. Он запрещает убивать живые существа на охоте или приносить их в жертвы, но не запрещает употребление в пишу мяса.
Такова коротко изначальная сущность буддизма, представленная на фресках Сарнатхского храма Мульгандха Кути Вихара.
Изображение смерти Будды
Панорама этих фресок завершается изображением смерти Будды: огромная пятиметровая фигура его покоится на правом боку. Будда словно прилег на часок поспать после сытного обеда, положив ладонь одной руки под щеку, а другую руку вытянув вдоль тела. На его лице разлита улыбка блаженства, умиротворенности засыпающего человека. Никаких страданий и переживаний. Умирает, как засыпает. Пальцы рук еще шевелятся, ресницы еще дрожат.
В раннем буддизме понятие «душа» отрицалось, поэтому многие богословы и философы иногда относили изначальный буддизм («Хинаяну») не столько к религии, сколько к философии. Это, конечно, неверно, хотя в известной степени на фоне многих древних и даже поздних религий буддийская идеология и религия отличались некоторым эмпиризмом, т. е. признанием земной сущности человека. В буддизме нашли также отражение пантеистические представления о божественной сущности природы и о человеке как неотъемлемом атрибуте природы.
Дерево Будды — Бодхи
Кстати, несколько слов о природе Сарнатха, его великолепных садах и парках. Ярко-зеленые поляны нежатся в густой зелени садов. Природа Сарнатха, казалось, создана для безмятежного созерцания этого покоя и тишины. Вдыхая его свежий воздух и прогуливаясь по аллеям оленьего парка, вдоль молодых бамбуковых рощ, мы спускаемся по травяному склону на обширную равнину под сень гигантских тысячелетних деревьев. Среди них самым старым и почтенным считается дерево Будды — Бодхи. Предание гласит, что это то самое дерево, ветки которого царь Ашока рассылал в соседние страны и на Цейлон как символ нового религиозного учения — буддизма, что ветки те прижились во многих странах и что буддизм обрел, таким образом, значение одной из мировых религий.
Приход ламаизма в Индию
Влияние буддизма в Индии возрастает. Этому способствует и тот факт, что после антикитайского восстания в Тибете (март 1056 г.) глава Ламаистской буддийской церкви Далай-Лама бежал из Лхасы в Индию: будучи центральной фигурой ламаизма, живым богом ее, он самим этим фактом сделал Индию новым центром этого буддийского течения. Вся Северная Индия с весны 1059 г. была буквально наводнена буддистами-ламаистами, бежавшими сюда после разгрома антикитайского восстания в Лхасе. Китайскими армейскими частями, а затем хунвейбинами была ликвидирована Тибетская ламаистская церковь. насчитывавшая 2138 монастырей, в которых проживали свыше 150 тыс. монахов. Поток беженцев в Индию не прекращался и в последующие годы, в результате на ее территории начали распространяться ламаистские дацаны — монастыри и ашрамы.
Еще раз подчеркнем характерное свойство Индии — быть пристанищем для всякого рода религиозных и диссидентских течений. Здесь, можно сказать, соседствуют баптистские школы и католические колледжи, молитвенные дома адвентистов 7-го дня и храмы вишнуитов, общины мусульман-шиитов-исмаилитов и джайнистские храмы. В Индии не зазорно верить во что угодно, здесь каждый выбирает себе и религию, и церковь, и духовного наставника, и бога — мифического или живого.
Ламы построили десятки новых монастырей и храмов во многих городах Северной Индии, которые представляют собой своеобразные буддийские монастыри, миссии, гостиницы, общежития для буддийских паломников из разных стран.
Памятник Анагарники Дхармапалы
Перед отъездом из Сарнатха туристы обычно собираются около памятника Анагарники Дхармапалы, находящегося вблизи археологического музея. Запоминающийся памятник. Скульптор сумел создать опоэтизированный образ подвижника и гуманиста.
Хочется добавить, что с ним, Аяагарнякой Дхармапалой, поддерживал связь и переписку (в основном по делу восстановления Сарнатха) наш русский великий подвижник пауки, искусства. культуры Я.К. Рерих. Кроме того Рерих и его жена Е. И. Рерих были связаны с миссией Рамакришны и с другими религиозно-философскими течениями и организациями, объединяемыми в устремлении к сохранению памятников культуры прошлого и утверждению на земле так называемых извечных религиозных нравственных принципов и идеалов, какими, по мнению Рерихов, обладал и изначальный буддизм, учение еще не обожествленного Будды.