Гурзуф связан с именем легендарного русского певца, непревзойдённого оперного баса Федора Ивановича Шаляпина. Дикая скала Султанка, живописно украшающая собой море напротив Адаларов, названа в память о великом человеке и его светлых местах Шаляпинской. Эта история о том, почему осколок дикого берега, одиноко выдающийся в море, зовётся в Гурзуфе — скала Шаляпина.
Ф. И. Шаляпин любил Гурзуф, где жил его друг художник К. А. Коровин; Федор Иванович часто бывал у него на даче.
В 1916 году семья Шаляпиных проводила отдых в Суук-Су, проживая в летнем имении «Орлиное гнездо». Незадолго до этого умер богатый промышленник Березин, и хозяйкой имения стала его жена О. М. Соловьева. Вот у нее-то и снимали дачу Шаляпины.
Однажды, гуляя вместе с хозяйкой по аллеям парка, они забрели на суровую скалу, круто обрывающуюся в море. С нее открывался удивительный вид: слева — громада Аю-Дага, напротив Адалары. Эта картина привела Ф. П. Шаляпина в восторг.
— Слушайте, — воскликнул он, обращаясь к Ольге Михайловне, — а что если здесь построить замок искусства? С башнями, с амбразурами? Но не для орудий: я соберу со всей России талантливую театральную молодежь, и мы будем здесь трудиться во славу родного искусства. А? Это будет замечательно! Уступите, продайте мне эту скалу!
Но романтическая идея певца не тронула сердца хозяйки имения. Чего только не предлагал ей Шаляпин, вспоминает его дочь Ирина Федоровна, — ничего не помогло…
А через несколько дней поздним вечером вся компания собралась на веселый пикник. После традиционной рыбацкой ухи, сваренной на костре, над морем раскатился густой шаляпинский бас. Он спел «Ноченьку», за ней еще несколько русских песен. Здесь, на берегу моря, среди дикой природы неописуемой красоты, голое певца, заглушавший рокот прибоя, звучал, как могучий орган, казался чарующе-волшебным. На глазах у Соловьевой блеснули слезы.
А наутро она сказала жене Шаляпина:
— Знаете, Иола Игнатьевна, вчера Федор Иванович покорил меня своим пением. Я дарю ему эту скалу. За его песни.
Став владельцем скалы, Федор Иванович тотчас принялся за осуществление своего грандиозного замысла. Были начаты работы: расчищены подъезды к скале, завезен кое-какой материал, выложена опорная стена, которая должна была нести первый пролет каменного мостика, устремлённого туда, где вскоре поднялись бы стены, башни и зубцы замка искусства…
Бурные события 1917 года помешали строительству. Соловьева посылала Шаляпину телеграмму за телеграммой, спрашивая, как быть, что делать дальше. Но Шаляпину было уже не до замка. Прошли года и некому стало слать телеграммы…
А дикая скала над морем, у подножия которой с грохотом разбиваются волны, и поныне напоминает о великом певце, умершем на чужбине.
Над морем бывает особая погода, когда причудливо клубятся облака и издали легко себе представить, что над желтовато-серой базальтовой скалой вздымаются стены призрачного волшебного замка с высокими белоснежными башнями, стремящимися зубцами к голубому небу, с подвесными мостами тонкой работы, светлыми и легкими как добрая сказка, как мечта или застывшая музыка, — замка, который всегда останется лишь воздушным.
Pingback: Уголок вдохновения Коровина в Гурзуфе -()