Когда мы плыли, спускаясь вниз по течению Ганги, мы более внимательно рассмотрели храм Вишванатха, построенный по повелению Ахильи Байи — жены магараджи Пенджаба Ранджита Сингха — в 1785 г. Этот храм с золотым куполом, как и большинство храмов Бенареса, посвящен Шиве, покровителю города, и сам этот город индусы называют Каши — городом Шивы, одной из главнейших фигур индуистского пантеона, разрушителя Вселенной.
В храме Шивы обычно также можно встретить всех его близких: жен и детей, прочих богов, занимающих различные места в индуистском мироустройстве. Войдя в храм мы видим богов-привратников, хранителей ключей, а внутри находим большое и сложное по своему составу, родству и взаимоотношениям семейство богов.
Служение в храмах Варанаси
Храмы Варанаси и других городов Индии открыты уже самым ранним утром и они не закрываются до поздней ночи. Существуют и функционируют они как бы независимой жизнью от верующих. Главная привлекательная сила их состоит в шестикратных таинствах, совершаемых ежедневно. Кормление богов создает возможность раздачи нищим и голодным в конце дня остатков еды со стола богов. Доступ в храм кроме самих жрецов (паттаров) имеют индуисты данного вероучения — шиваиты или вишнуиты — и представители только первых трех каст (дважды рожденные). Иноверцам, а также неприкасаемым, представляющим низшую касту ход в храм нет. Рядом часто обитает масса нищих, которые питаются крохами, раздаваемыми от храмовой кухни и живущих подаяниями.
Едва забрезжит день, паттары отпирают храм и будят богов музыкой песнями, танцами. Раньше в этом обряде участвовали храмовые танцовщицы баядеры, но теперь они запрещены индийскими законами. Войдя в спальню богов, жрецы кропят водой накинутое над их ложем покрывало. Потом настаёт черёд умывания богов: им моют руки, ноги. После скульптурные фигуры богов облачают в нарядные одежды, опрыскивают духами и украшают живыми цветами. Для богов наступает завтрак — им подносятся, к самым губам, фрукты и рис, другие блюда, они «пьйут» соки и воду. После завтрака боги на паланкинах выносятся в центр храма, где над чашей бассейна установлен лингам — каменный монолит. Процессия проходит под музыку: трубят в раковины, поют, бьют в гонги, бубны, звонят в колокола. Это неистовый шум. Обойдя лингам вокруг слева направо, процессия удаляется со статуями богов, чтобы доставить их обратно в покои. Так начинается день богов. Затем специальные жрецы-шастри (знатоки вед) читают на санскрите веддийские гимны, произносят мантры (молитвы).
В 9 часов утра начинается ранняя пуджа — «возлияние» всякой пищи богам.
Один из брахманов, обнаженный до пояса, с четками из зерен рудракши, со шнурком на груди и колечком на безымянном пальце из травы дарбхи, подходит к статуе, поливает ее маслом и мажет отваром риса, потом умывает водой. Зажигается плошки с огнями, совершается несколько кругов около статуи, жрец произносит мантры, посыпает статуи священным пеплом, мажет сандаловой пастой, льёт на них розовую воду и сыплет из горсти монеты. Затем статуи окуриваются благовониями и очищаются огнем.
Этот ритуал в течение дня повторяется несколько раз. Полдень знаменуется следующим ритуалом: жрец лепит из сахара, каши и риса изображение лингама, а потом дает верующим попробовать, что получилось. Вечером проводятся службы, посвященные богам, защищающим индуистов от темноты, — «стражам света». Около 10 часов вечера проводится «полуночное богослужение» — боги уходят спать. Богов кладут в паланкин, а унеся в спальни, укачивают словно детей. В паланкин вместо бронзовых фигур иногда кладут сандалии богов (часть вместо целого). Шива лежит справа от богини. На ночь их, уже в постели, еще раз кормят, уже сладостями. Наконец двери спальни и храма закрываются, музыка и гул барабанов смолкают, остатки пищи раздаются калекам и нищим, ожидающим на улице.
Храмы Кали Бхаирави и Аннапурны
Рядом с храмом Шивы мы видим другой храм, посвященпый супруге Шивы — Кали Бхаирави. В этом храме располагается магистрат города, занимающийся главным образом религиозными делами. Далее мы видим храм богини Аннапурны, построенный в XVIII в. Аннапурна — богиня еды, изобилия. В день празднования сбора урожая (дипавали) статую богини Аннапурны в течение трех дней носят по городу. В эти дни никто не должен оставаться голодным в Варанаси. Аннапурна готова накормить всех голодных. Около храмов в эти дни устраивается бесподобное пиршество. Все прежние, старые запасы продуктов в храмах съедаются начисто. В древности храмы были своеобразными базами накопления продуктов на случай голода или иного стихийного бедствия, и эта их роль сохраняется в характере всех индуистских шиваистских храмов по сей день.
Часто у входов храмов в Варанаси мы видим статуи Дхундхираджи Ганеши — любимого божества индусов. Ганеша — друг богов и людей. Когда-то он помог Шиве – своему отцу – вернуться с Гималаев к Ганге. Ганеша считают другом путешественников и паломников, идущих в Бенарес, как раньше называли Варанаси, или в Аллахабад. Не случайно таким уважением и почитанием наделялся в Индии слон, символизирующий силу, мощь, защиту от несчастий и стихии.
Храмы Дурги и Кавери-Деви
Среди множества храмов Варанаси мы обязательно найдем храмы, посвященные богине Дурге, неистовой супруге Шивы. Символами её культа являются колокол и обезьяна. В храмах Дурги всегда много больших и малых колоколов и множество обезьян.
Примечательность бенаресского храма Дурги — колокол, подаренный храму во времена английского вторжения одним английским воякой в честь его победы над местным раджей.
Культ Дурги связан с тантристскими верованиями, культом женского начала.
Рядом с храмом Дурги мы видим приземистый храм, примечательный тем, что он посвящен сестре Шивы – богине Кавери-Деви. Эта богиня чем-то похожа на греческую богиню раздора — Ириду, сосредоточив в себе множество спорных и коварных качеств. Храм Кавари-Деви служит не только местом умилостивления богини, но и местом назидания, всечасного напоминания людям о том, что они наделены злыми и дурными качествами, таящимися в их иллюзорной природе.
Праздник Холи
Другим наиболее крупным праздником этого же периода является праздник Холи, посвящаемый богу любви и счастья — Кришне. Он начинается в городе этого бога Вриндаване и затем шествует по всем городам Индии. Этим праздником завершается индуистский календарный год, он является рубежом, знаменующим окончание зимнего холодного периода и начало летнего жаркого периода (конец марта и начало апреля).
В праздничную ночь Холи повсюду в городах и деревнях зажигаются костры, факелы, бенгальские огни и фонари. Вся Индия озарена кострами, вокруг которых люди танцуют всю ночь либо поют свои песни и гимны. Наутро люди причащаются или окропляют друг друга при встрече на улицах подкрашенной разными специями водой, устраивают фейерверки и фонтаны из воды.
После полудня празднующие обмениваются приветствиями и обсыпают друг друга сухой красной краской, являющейся символом летнего жаркого солнца. В этом празднике участвует все население страны, как в городах, так и в деревнях.
Старый и новый город
Для всех городов Индии, которые мы посетили, характерно разительно контрастное разделение на старую и новую части. Так и в Варанаси. Эта контрастность выражена не только в архитектуре, в характере городских домов, улиц, но и в самом их облике, в образе жизни обитающих в них людей. В старых районах обычно сосредоточивается самая бедная и самая обездоленная масса городского населения, ютящаяся в лабиринте тесных и грязных улиц, около торговых рядов, храмов и капищ. Сюда же вливаются нескончаемые потоки иногороднего бродячего населения, бездомные, безработные, безземельные, паломники, аскеты и нищие. Попадая в Варанаси, каждый спешит найти тот самый район и тот самый храм и спуск к Ганге, около которых сосредоточиваются представители только его касты и его религии.
А совсем рядом со всем этим расположены современные по своему характеру и облику кварталы и улицы, богатые магазины, отели, кинотеатры, сверкают чистотой витрины и окна домов, до блеска отмыты уличные тротуары, беспрерывным потоком несутся автомобили, автобусы, такси, коляски велорикш.
Бенаресский индуистский университет
Мы осматриваем Бенаресский университет. Он являет собой целый комплекс улиц, линий, корпусов, устроенных по образцу известных европейских университетов, в котором сочетаются строения средневековые и поздние — модернистские. Здесь есть и «физмат», и «мехмат», и химический, и биологический факультеты, есть лаборатории, мастерские, актовые залы и спускающиеся амфитеатром аудитории. Гордость университета — его библиотека, в которой собраны книги, рукописи и тексты на санскрите, на всех диалектах Индии, всех эпох и периодов ее истории. Здесь работают крупнейшие в мире ученые-индологи, знатоки санскрита и вед, истории Индии, крупнейшие индийские физики, математики, астрономы, биологи. Среди студентов и аспирантов — девушки из разных частей Индии. Это знамение времени. И тут же, в центре университетского города, опять возвышается колоссальный великолепный беломраморный храм Шивы, построенный на средства интеллигенции Индии в 1930-х гг.
По центру храма располагается небольшой круглый зал, где место главного предмета культа Шивы — лингама, олицетворяющего его животворящую силу. Он представляет собой цилиндрический кусок черного мрамора, установленный вертикально на горизонтальной плите довольно сложной конфигурации. Над лингамом висит, крепясь к потолку, небольшой кувшин, напоминающий китайский фонарь или чайник, из которого медленно, по капле, священная вода из Ганга падает на поверхность лингама — закругление, увенчанное венком из цветов. Струйка воды течёт к основанию цилиндра, а затем по узкому желобу горизонтальной плиты по капле стекает с горизонтального соска в углубление, сделанное в мраморном полу. Возможно, этот самый медленный вид фонтана символизирует живительную оплодотворяющую влагу, семени самого Шивы.
Рядом с лингамом на полу сидит жрец с бритой головой и в белых одеждах. Могучий торс священнослужителя перепоясан через плечо толстым витым шнуром — знаком брахмана. К нему подходит целая семья — муж, жена и их дочка лет двенадцати. Отец первым подходит к жрецу, преклоняет колено и, сложив руки ладонями вместе, приветствует его и дает ему цветы и деньги, а затем, склонившись к лингаму, он набирает стекающую из соска воду лингама в ладонь, прихлебывает из нее, обтирает ею лицо, шею, плечи, грудь, живот. Затем ту же процедуру проделывают его жена и дочь. Каждому причащаемому брахман, делает горизонтальные линии на лбу сандаловой пастой.
Весь этот ритуал знаменует собой заимствование людьми жизненной силы у бога Шивы, способствующей здоровью и продолжению рода. Для последователей индуизма продолжение рода является одним из главных законов жизни.
Шиве посвящено не только большинство храмов в Варанаси, но и большинство местных праздников. Наиболее важный из них — Маха Шиваратри, завершающийся всеобщим омовением в водах Ганга и наполнением священных сосудов водой из Ганга, которую брахманы и паломники уносят затем во все концы Индии для культовых нужд храмов, посвященных Шиве Вишванатху.
Панорама «Мать Индии»
Среди многочисленных индуистских, мусульманских, буддийских, сикхских и прочих храмов Варанаси есть такие, которые знаменуют собой рождение новой независимой Индии. Это — великолепная панорама, называемая «Мать Индии», возведенная по инициативе Махатмы Ганди в 1936 г. Эта панорама явилась символом величия и единства будущего Индии. Здесь находится гигантская рельефная карта Индии, распростертая во всю ширину пола большого зала, высеченная из натуральных горных пород. С обзорных балконов и галерей, сооруженных внутри здания, мы как бы увидели всю Индию.
В Варанаси каждый день отмечается в среднем 8—9 храмовых праздников, посвященных богам, мифическим героям, событиям их жизни. В городе 1500 храмов. Осмотреть или обойти их просто немыслимо, легко поверить, что у паломников здесь уходит целая жизнь на общение с Богом
Владимир Александрович Руднев
Pingback: Аллахабад и Кумбха Мела -()