На левом берегу реки Свинарка, что на Волыни, находится село Новый Загоров. Первое документальное упоминание о хуторе приходится на 1566 год, тогда он назывался Волица. В селе уже была сельская церквушка, в которой находился образ Божьей матери, благодаря которой излечился, практически находясь на смертном одре, помещик Пётр Загоровский. После такого чуда, Загоровский строит большую каменную церковь, входящую в монастырский комплекс.
Поражающий воображение костел построен в стиле барокко, который безукоризненно вписывался в окружающий ландшафт. Внутренние стены были богато декорированы фресками, от которых остались лишь жалкие остатки. Исторические документы свидетельствуют о безбедном существовании монастыря, за счет сдачи в аренду мельницы, сенокосных полей, садов, использовался труд крепостных и беглых селян. Петр Загоровский подарил Волицу православному мужскому монастырю. Известно, что здесь в 1696 году работал признанный украинский мастер кисти И. Кондзелевич, получившей призвание после сотворенного в 1698-1705 годах Богородчанского иконостасу в Маняве на Прикарпатье. Мастер расписывал алтарь для иконы Богородицы, а в 1722 году Чацким был заказан иконостас, в настоящее время его можно посмотреть во Львовском Национальном музее.
В 1719 году монастырь принял унию. Но после того как хозяином земли становится князь Чацкий для монастыря наступают тяжелые времена. Существует легенда, что когда новый владелец посягает на чудотворную икону, его постигает слепота. Князь, пытаясь искупить свой грех, снова передаёт монастырь монахам и обретает зрение.
После присоединения земель Волыни к российской империи в 1795 году монастырь еще какое-то время оставался греко-католическим. Был достроен новый корпус и только в 1839 году монастырь возвращается в лоно православия. Заново расписываются сены храма в честь Рождества Божьей матери, а в корпусе размещается храм Вознесения Господня, который действует и в наше время. Также к монастырю относится церковь в честь Всех Святых.
Как это ни прискорбно, монастырь не обошла стороной печальная участь – закрытие, одичалость и медленное уничтожение временем. Здесь в 1943 году произошло столкновение УПА с фашистами. Наши мужественные предки, немногим более сорока человек, более двух суток сдерживали продвижение фашистов, которых насчитывалось более тысячи, у них имелось 40 единиц техники. В начале сентября немцы пошли в атаку, в конце дня к ним на помощь подошло 10 танков, которые начали прицельный огонь по стенам монастыря. Только после того как за наших бойцов взялась авиация состоящая из трех самолетов, пришлось скрыться в подземельях. На следующий день мужественные украинцы ринулись на прорыв окружения неприятеля. В итоге 29 человек пали смертью храбрых, но было уничтожено 540 врагов и около 700 ранены. В 2003 году в память о подвиге и трагедии у стен полуразрушенного храма установили памятник.
После столь ожесточенного боя удивительно, как здание смогло выстоять. От бесподобного монастыря остались только стены, которые, не смотря ни на что, гордо поднимаются над рекой. Загадочно-мистическое зрелище представляет внутреннее убранство, которое имеет естественное, природное освещение солнцем, проникающее через крышу, а точнее через открытый свод. Поскольку в послевоенный период монастырский комплекс не попал в списки охраняемых и не реконструировался, последствия данной оплошности мы видим сегодня в виде голых стен и общего заброшенного состояния.
Сегодня у стен монастыря можно увидеть паломников. Ежегодно здесь проводятся военные реконструкции памятного боя. Это место стало предметом поклонения не только для верующих, но и для всех патриотов Украины.
Стены разрушенного храма стали декорациями для клипа группы Тартак (feat. Нічлава) о событиях, происходивших здесь в 1943 году. Хорошая музыка, вдохновляющее и проникновенное видео:
Свежие комментарии