В конце 1773 г. суда Азовской флотилии «Морея», «Новопавловск» и «Мадон» остались на зиму в извилистой и узкой бухте старинной рыбацкой деревушки – Балаклаве. На южных рубежах империи грохотала русско-турецкая война. В то время Крым был практически неизвестен, а его местное население проявляло враждебность. Несмотря на это, командир эскадры Кинсберген отправил вдоль побережья полуострова отряды с заданием картографировать и исследовать окрестности. Отряд возглавляемый штурманом И. Батуриным, производил съемку берегов огромной бухты, называемой тогда Корсуньский Сиваш (или Лиман). Она вдавалась в берег на целых восемь километров. Представьте себе эту маленькую группу военных моряков, вооруженных и внимательных, стоящих на безымянной возвышенности, там, где столетия спустя построят здание Панорамы, и молча созерцающих неведомый край. Впереди они не видели ни одной хижины, только дикую местность с кустарником и мелким дровяным лесом. На выполненном И. Батуриным плане показаны многочисленные развалины жилых домов, церквей и других построек.
Три года спустя на берега будущей Севастопольской бухты был прислан генерал-поручик Суворов, уже проявивший себя блестящим полководцем и дипломатом. Ахтиарская бухта была оценена им по достоинству. При нем, в 1778 году, здесь стали строить первые земляные укрепления русской армии.
8(19) апреля 1783 года случилось эпохальное событие – история узнала о манифесте присоединения Крыма к России. В этом же году, но на несколько месяцев раньше, 24 января (4 февраля) Г. А. Потемкин приказал вице-адмиралу Ф.А. Клокачеву собрать флот и войти в Ахтиарскую гавань, где уже находится отряд командующего войсками в Крыму генерал-поручика и кавалера графа Бальмена, поставленный охранять укрепления.
Прибывшие войска и экипажи кораблей стали строить временное жилье, здания для складов. 8(19) мая командование эскадрой в Севастопольской бухте принял контр-адмирал Ф.Ф. Мекензи, а уже 3(14) июня состоялись закладки первых каменных зданий военно-морской крепости: часовни на месте нынешнего Дома офицеров, дома главного командира (стоял на площади Нахимова) и кузницы в адмиралтействе (Адмиралтейство — место постройки и ремонта судов) на западном склоне Южной гавани, в районе Минной пристани. Сейчас к этому памятному место можно спуститься по лестнице за Музеем Черноморского флота. В честь закладки города в сквере рядом с площадью Нахимова стоит памятный знак.
Новое поселение называли Ахтиаром, по имени бухты. Это наименование применялось до 10 (21) февраля 1784 года, когда Екатерина II приказала Г.А. Потемкину: «где ныне Ахтиар», устроить большую крепость Севастополь.
Название «Ахтиар» наследовалось от имени деревушки Ак-Яр, что в переводе с татарского значит «белый обрыв». Екатерининский топоним «Севастополь» состовлен также из двух слов, но уже древнегреческого языка, по тогдашней официальной моде — давать городам имена подобные античным. «Севастос» и «полис»: величественный, город славы, достойный, почтенный. Наиболее верным представляется истолкование — высокий, священный (см. книгу С. Сосновского «Блеск и нищета крымской топонимики».
Исполняя волю императрицы, Г. А. Потемкин направил инженеру-полковнику Корсакову ордер, где просил того в свободное время съездить в Таврическую область, чтобы сделать «прожекты крепостям». Своё поручение губернатор сопроводил комментарием, в котором пожелала сделать Севастополь сильным укреплением». В следующем году проект крепости и сметы представили для одобрения Екатерине II. Строительство укреплений началось с берегов бухт. Но если батареи сооружались по проекту инженера-полковника Корсакова, то сам город застраивался хаотично. Собственно, город и состоял-то из единственной улицы—Балаклавской дороги. Одну ее сторону занимали дома высшего командного состава, противоположную — адмиралтейство. Корабельную сторону первыми стали обживать матросы корабля «Святой Павел», коим командовал капитана 1 ранга Ф.Ф. Ушакова. Здесь возвели казармы и склад, а затем дом для офицеров.
Вероятно одновременно с этим началась стихийная застройка Центрального холма, где селились семейные матросы и мастеровые. Осваиваются берега Артиллерийской бухты; слободка, что здесь возникает, тоже называется Артиллерийской.
Всего несколько лет спустя, в 1787 году, в Севастополь направится Екатерина II, чтобы лично глянуть крепость у новых рубежей своей империи.
Pingback: Севастополь: от Екатерины II до Крымской войны -()