Приверженцы нового стиля строили здания согласно асимметричным проектам, словно при постройке средневековых замков или крепостей. Большое внимание отводилось шпилям, башням, зубцам — всему, что создавало живописный силуэт здания, нарушало монотонность фасада.
Примером ранних «романтических» построек могут служить усадьбы Строберри-хилл и Фонт-хилл в Англии, Новые ворота в Потсдаме (Германия). Д. Нэшем и Р. Порденом был сооружен королевский дворец в Брайтоне (южная Англия), в котором английские архитектурные элементы соединены с восточными — индийскими.
Русский романтизм явился частью общеевропейского, но при этом имел самобытные черты. В первом и втором десятилетиях XIX века развитие его в России было связано с высоким общенациональным подъемом, вызванным Отечественной войной и ростом дворянской революционности. Черты революционного романтизма ярко проявились в гражданской поэзии декабристов и творчестве молодого А. С. Пушкина. Романтический стиль в искусстве оказал замертное влияние на архитектуру. В статье «Об архитектуре нынешнего времени» Н. В. Гоголь писал: «Могущественным словом Вальтер Скотта вкус к готическому распространился быстро везде и проникнул во всё. Сельские домики, шкафы, ширмы, столы, стулья — всё обратилось в готическое»
Сожженное в 1812 г. французами подмосковное имение Марфино. выстроенное некогда в классическом стиле, спустя 20 лет было построено заново уже в формах неоготики. Тогда же архитектором А. А. Менеласом был создан ряд построек готического стиля в Царском Селе (Арсенал, Белая башня, Шапель, Ферма и др.), коттедж в Петергофе, А. И. Штакеншней- дером — замок Фалль для графа А. X. Бенкендорфа в Эстонии, архитектором М. Быковским — имение графини Паниной под Москвой, А. П. Брюлловым — церковь в Парголове, имении Шуваловых.
Неоготические постройки, наряду с восточными, были широко распространены и в Крыму, особенно на Южном его берегу, который интенсивно застраивался в 1830—1840-е годы.
В тоже время классицизм в архитектуре Западной Европы и России переживал глубокий кризис. Развитие индустрии способствовало прогрессу в строительной технике, широкому производству новых материалов — чугуна, стекла, бетона. Скованный собственными незыблемыми правилами, классицизм плохо согласовывался с требованиями функциональности, предъявляемыми жизнью, с применением новых строительных материалов. Упадку классицизма в России способствовало и то, что в годы политической реакции, наступившей после поражения декабристов, он стал ассоциироваться в сознании передовых людей с чиновничье-бюрократической рутиной, помещичьим произволом, казармами, судами и т. п.
Полной противоположностью этим ощущениям стали формы романтизма, словно сошедшие с картин, повествующих о средневековых битвах, страниц готических рыцарских романов.
Ярчайшим примером этого стиля в архитектуре является Воронцовский дворец в Алупке, украшающий собой эту часть Южного берега Крыма.
Свежие комментарии