Идея основания первого городского сада пришла к Петру I в 1704 году, приблизительно спустя год, как была заложена Северная столица. Сад раскинулся у летней резиденции. Парк разместился на месте бывшего имения шведского сановника Конау. Сад согласно плану был поделен части: первая (она же и сохранилась) границей доходила до Мойки; вторая – отведена под хозяйство, сейчас здесь находится Михайловский замок; а место третьей части в XIX столетии заменил Михайловский сад. Все растения для парка свозились со всех уголков России и Европы. Было сделано множество гротов, фонтанов, прудов.
Сильно пострадали фонтаны, которых насчитывалось около пятидесяти, во время наводнения с ураганом, бушевавшим в 1777 году. Специально царь Петр отправлял мастеров в Италию с заказом делать копии античных статуй для сада. А вот летний дворец авторства Д.Трезини сохранился превосходно.
В числе первых скульптур была Венера – античная статуя III столетия до н. э. В настоящий момент ее можно посмотреть в Эрмитаже. Приобрел ее Юрий Кологривов в 1720 году. Общее количество скульптур привезенных из Рима и Венеции достигает двухсот наименований. Часть скульптур можно отнести к тематическим сериями: аллегорическая серия («Слава», «Милосердие», «Правосудие»,); «Круговорот суток» ( «Аврора», «Ночь», «Закат», «Полдень»); группы «Мир и Изобилие», «Амур и Психея» и многие другие. Как это часто бывает не все скульптуры сохранились, часть погибла при наводнении, часть находится в пригородных дворцовых парках, а оригиналы статуй комфортно расположились в здании Эрмитажа.
В 20-х годах XIX столетия территория сада вблизи Михайловского замка находилась на реконструкции по проекту К.И.Росси, согласно которому в 1826 году возвели «Кофейный домик». В тоже время со стороны Мойки выросла ограда по замыслу Л.И.Шарлеманя.
Глобальная реконструкция по преданию первичного облика первому регулярному саду была проведена с 2009 по 2012 годы. Мраморные скульптуры XVIII столетия заменили копиями. Были проведены археологические раскопки, благодаря которым воссоздали 8 фонтанов, а девятый фонтан «Лакоста» сделали музеем фонтанов Летнего сада.
Если посмотреть на всю историю создания и дальнейшего развития Летнего сада, можно выделить несколько основных периодов.
Первый этап 1704–1710
Велись работы по созданию площадок и аллей, осушалась территория, для чего специально роется мелиоративный канал, пруды. Строится Летний дворец из дерева, первые фонтаны, сажаются деревья и летние виды цветов, отсюда и название сада. Все работы проводились под бдительным руководством Петра I и архитектора И. Матвеева.
Второй этап 1710–1716
Были вырыты Поперечный и Лебяжий каналы, а территорию разделяют на первый и второй сады. Строится Летний дворец из камня, Людские покои работы архитектора Д.Трезини и гаванец, который не сохранился до современных дней. Большая оранжерея, радом с которой расположены теплицы и огороды, три галереи, зеленый кабинет, павильон Грот авторства архитектора А. Шлютера, Люстгаузы. Завозятся скульптуры, устраивается две «этуали» и Карпиев пруд. Все садовые работы в традициях голландских садов выполнены садовником Яном Росеном.
Третий этап 1716–1725
Ж.Б.Леблон переделывает сад наподобие регулярных французских садов, с глубинными ландшафтами и множеством садовых сооружений, вдоль Лебяжьего канала строится цветочный партер украшенный фонтаном посередине, разнообразные «садовые затеи». Был сделан лабиринт за поперечным каналом с фонтанами по сюжетам басен Эзопа. Все это воплотилось в жизнь благодаря архитектору М. Земцову. В 1718 году водоподъёмный механизм фонтана был заменен на паровой – первый в России, до этого была конная тяга. Не всех, но все-таки пускают посетителей по воскресениям.
Четвёртый этап 1725–1750
Период работы великого Растрелли. Он в 1732 году строит для Анны Иоанновны деревянный дворец. Создается величественный партер с уникальным каскадом «Амфитеатр», фонтанами, резьбой и скульптурами. По центру расположился нарядный фонтан — «Коронный».
Пятый этап 1750–1787
Архитектором Ю.М. Фельтеном создаётся невская ограда с тремя входами, которые располагались напротив главных аллей. Этот декоративный элемент считается одним из символов Петербурга. Вскоре после наводнения, случившегося в 1777 году, принято решение о разборке павильона «Грот», людских покоев, лабиринта и акведука, был засыпан поперечный канал и гаванец. В итоге фонтаны сочли за лучшее не восстанавливать в целях экономии. А все пространство двух садов вновь объединяют. Императрица Елизавета Петровна повелела открыть ворота сада для опрятно одетых людей. С 25 мая 1752 года открывается сад для посетителей, которые могут приходить сюда по праздничным дням и воскресеньям, а с 10 мая 1755 еще и по четвергам. «Садовые затеи» были приведены в порядок, они радовали посетителей еще несколько лет. Но в 1787—1790 годах и их разобрали.
Шестой этап (XIX– XXI столетия)
Строятся новые сооружения. Согласно проекту Г. Пильникова возводится каменная терраса. Архитектор Росси из «Грота» делает «Кофейный домик». Л.И. Шарлеман – деревянный Чайный домик, а со стороны Мойки появляется чугунная ограда. В 1839 году у Карпиева пруда устанавливается подарок шведского короля русскому царю – ваза из розового порфира, а в 1856 году был установлен бронзовый памятник знаменитому русскому баснописцу И.А.Крылову работы архитектора Л.И.Шарлеманя и скульптора П.К.Клодта. Сильно изменила свой облик ограда со стороны Невы. У главных ворот после очередного покушения на Александра II 4 апреля 1866 года была построена часовня, но в 1931 году ее разобрали, а брешь в ограде устранили, поставив секцию рядового звена. Еще в 1941 году Т. Д. Дубяго создал проект по восстановлению парка, но воплотить его в жизнь смогли только после 1945 года. В 70-х годах был построен Хозяйственный двор, здание ТП на месте «зеленого кабинета» и большой оранжереи.
Летний сад, домик Петра I вместе с Летним дворцом в 2004 году входят в состав Государственного Русского музея. 2009–2011 годы знаменуются реставрацией пьедесталов, мраморных скульптур, порфировой вазы, изготовлением копий из искусственного мрамора. Были «воскрешены» 9 фонтанов, «Крестовое гульбище», «Французский партер», «Птичий двор», «Малая оранжерея» и множество других не маловажных работ. Были проведены мероприятия по вырубке старых деревьев и посадке новых. 27 мая 2012-го ворота Летнего сада, спустя два с половиной года восстановительных работ, открываются для жителей и гостей Северной столицы.
Pingback: Мраморные скульптуры и лабиринт Летнего сада в Санкт-Петербурге -()
Pingback: Фонтаны Летнего сада -()