Юсуповский дворец – каменная звезда Северной столицы, энциклопедия питерского аристократического интерьера, памятник истории, культурное наследие. В создание этого шедевра принимали участие известные архитекторы А. Вайтенс , Ж.-Б. Валлен-Деламот, Б. Симон и А.А. Михайлов-второй, В. Кеннель, И. Монигетти, А. Степанов, А. Белобородов. На создание всего дворцового комплекса ушло около двухсот лет. Своим рождением дворец обязан заложению новой северной столицы. Историю дворца можно поделить на два промежутка «доюсуповский» и «юсуповский», который начинается с приобретения особняка Н.Б. Юсуповым. Пять поколений князей Юсуповых владели особняком начиная с 1830 года и до самой Революции 1917 года.
Дворец до Юсупова
XVIII столетие только вступало в свои права, когда на берегу питерской речки Мойки была построена небольшая резиденция царевны Прасковьи Иоанновны, которой повезло прийтись племянницей самого Петра I. Царевна в 1726 году презентовала усадьбу Семеновскому полку, где тот пребывал до 1742 года. Потом владельцем был граф Шувалов.
В 1770 годах начинается возведение современного здания особняка, проект сделал Ж.-Б. Валлен-Деламот. Это был здание с боковыми двухэтажными ризалитами, с аркой для въезда со стороны Мойки, после которой попадали во внутренний двор. Здесь находился официальный вход во дворец. Все это находилось за семиметровым забором с колоннадой.
После усадьба переходит к императорской казне, затем к племяннице Григория Потемкина фрейлине Александре Браницкой, которая пользовалась благорасположением у Екатерины Великой. Именно императрица приобрела и подарила дворец Браницкой. В 1830 году фрейлина уступает имение одному богатейших людей в России на то время – Николаю Юсупову, действительному тайному советнику и гофместеру. Всего же Юсуповы владели 57-ю дворцами, четыре из которых находились в Петербурге. Н.Б. Юсупов славился как знаток и коллекционер произведений искусства, был меценатом, создал частную коллекцию. Доверяя его знаниям и компетенции Екатерина II и Павел I доверили князю Юсупову пополнение коллекций Эрмитажа, Гатчины, Павловска и Царского села.
Дворец после приобретения Юсуповым
По заказу нового владельца с 1830 по 1838 годы дворец перестраивают, автором проекта был Михайлов-второй. Боковым ризалитам был добавлен этаж, строится новый корпус в три этажа, обращенный на восток, в котором находится белоколонный зал с двадцатью четырьмя колонами.
Флигеля соединили, так образовалось пять залов: николаевский, ротонда Кановы, прециоза, римский, античный, белозеровская галерея, которые использовались как хранилище для богатейшей коллекции Николая Борисовича Юсупова. Помимо картин известных мастеров кисти в коллекции были скульптуры П.Трискорни, Э.М.Фальконе, бронзовая статуэтка Джованни Болоньи, датируемая VI веком, скульптурные копии владельцев дворца князя и его благоверной супруги работы И. Витали. В 1839 году вышел первый каталог Юсуповской галереи. Коллекция насчитывала 483 картины и 31 мраморную скульптуру.
После галереи располагался домашний театр, оформленный в стиле барокко с золотой лепкой. Помещение вмещало 180 зрителей. Именно на его сцене 1 февраля 1836-го впервые осуществилась премьера знаменитой оперы «Жизнь за царя» гениального русского композитора М.И. Глинки. Этот театр порадовали своим присутствием все российские монархи, в числе которых были Николай I и Николай II. А такие мастера как М.Глинка, Л.Мицкус, А.Даргомыжский, Э. Направник удостоились чести быть дирижерами; со сцены читали свои творения А.Блок, В.Маяковский, С.Есенин; на сцене пожинали аплодисменты Ф.Лист, Ф.Шаляпин, Ф.Шопен, П.Виардо, А.Нежданова, Л.Собинов. И сегодня театр работает и радует зрителей своими постановками.
Помимо этого были построен садовый павильон, оранжерея и сад. Согласно проекту Михайлова въездную арку перестраивают в парадную лестницу, по которой можно попасть в торжественные залы дворца. Ко всему прочему во дворце возникают императорская, зелёная, синяя гостиные, танцевальный зал. Итальянскими зодчими Б. Медичи, А. Виги и русскими мастерами были созданы интерьеры дворца.
Согласно проекту Бернара Симона было построено несколько зимних садов, которые, к сожалению, не сохранились. К тому же времени относится и гобеленовая гостиная, получившая название из-за гобеленов которые были презентованы Н.Б.Юсупову Наполеоном Бонапартом в 1809 году.
В конце XIX века под началом архитектора А. А. Степанова в резиденции начинаются масштабные работы по реставрации. Работы продолжались по 1916 год. Была проведена канализация, электричество, центральное отопление, водопровод. Особое внимание уделили театру, который был декорирован в стиле рококо. Построили мавританскую большую гостиную, столовую, большой зал. Специально из Италии и Франции были привезены камины из мрамора, оникса, малахита, люстры, мебельные гарнитуры, музыкальные инструменты. Вместо зимнего сада была построена дубовая столовая.
Сам фасад дворца ничем примечательным не выделяется, поскольку на постройку был выделен маленький участок. Пришлось выбирать или пафос на фасаде или внутреннее убранство и простор. Свой завершенный облик дворец получил в 1911-1916-х. Интерьеры комнат переделывались согласно вкусам тогдашнего владельца Ф.Юсупова, а Ирины Александровны Юсуповой – жены князя. Архитекторам работ были А.Я. Белобородов и А.П.Вайтенс. Художникам С.Чехонину, Конашевичу, Н.Тырсе были поручены живописные работы. Из-за революции не все художественные работы были завершены. Однако необходимо отдать должное советским деятелям культуры, благодаря которым по рисункам и чертежам авторов их замысел был воплощен в жизнь.
После окончания революции во дворце начинает работу музей «Дворянского быта», что спасло его от грабежей и разрушения. Проводились экскурсии.
Расправа над Распутиным
Особый интерес вызывала комната, где руками молодых князей произошла расправа над Распутиным – другом семьи императора Николая II и духовный наставник его супруги. Многие утверждают, что благодаря именно этому факту дворец выстоял. Все действия трагедии происходили на жилой половине князя Феликса Юсупова. Ночью 17 декабря 1916-го хозяин со своими заговорщиками: офицером Сухотиным, великим князем Дмитрием Павловичем, депутатом Пуришкевичем и доктором Лазавертом, пригласив Распутина, лишили его жизни, а тело выбросили в реку. За это Ф. Юсупова сослали в имение «Ракитное», но после вместе с женой он отбыл в Крым. В дальнейшем именитый злодей и вовсе перебрался с семьёй за границу. Правление дворцом было доверено надежным лицам, а сами Юсуповы формально были владельцами дворца до 1917 года.
Советский период
После Революции и до окончания I Мировой войны в здании помещались немецкое, затем шведское консульства. Потом их сменили комиссия, занимавшаяся обменом военнопленными.
1918 год ступил во дворец Юсуповых твёрдым шагом национализации, здесь открыли музей и картинную галерею. Уже в 1919 году дворец удостоили звания памятника архитектуры и искусства, он перешёл в распоряжение Комиссариата Просвещения по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Для описи имущества создали комиссию, которая нашла в тайниках особняка около тысячи картин принадлежавших кисти таких мастеров как Коро, Ван Дейку, Рембрандту, Давиду, Рубенсу и многим другим. Также 128 старинных музыкальных инструментов, среди которых были скрипки Страдивари, Амати и других мастеров, коллекции оружия, драгоценности, монеты, медали, гобелены, шпалеры. Ценные рукописи Н.В.Гоголя, Г.Р. Державина, Ф. Шиллера, П. Мериме, В. Гюго, П.А. Вяземского и других.
С 1925 года особняк поступил в распоряжение передали педагогической интеллигенции Ленинграда. Музей закрывают, большую часть произведений искусства отправляют в Русский музей и Эрмитаж. Прискорбно, но часть из ценнейших артефактов была утеряна. Тогда же был найден тайник за потайной дверью. Нашли 26 писем Пушкина, адресованных дочери фельдмаршала М.И.Кутузова-Е.М.Хитрово, там же лежало одно письмо к ее дочери Е.Ф.Тизенгаузен. Позже эти подлинные драгоценности русской эпистолярной традиции становятся основой отдельного издания с комментариями.
В Советскую страну пришла Великая Отечественная война и надёжные стены дворца укрывают в себе госпиталь. В связи с прямым попаданием снарядов и бомб особняк сильно пострадал. Сразу же после окончания войны начались ремонтно-восстановительные работы. В 1958 во дворце произошел пожар. Снова потребовались работы по восстановлению, продолжавшиеся с 1959 по 1978 годы.
С 1987-го дворец князей вмещает камерный музыкальный театр. Здесь проводят ежегодный Новогодний бал, балы и маскарады, отмечаются Рождество, Масленицу, Пасху.
Современная жизнь дорца
Сегодня дворец можно посетить благодаря экскурсиям, которые, проведут вас по парадным апартаментам, картинной галереи и залам. Вы узнаете о хозяевах дворца – Юсуповых, архитекторах благодаря которым был создан этот памятник архитектуры и истории, о сокровищах семьи Юсуповых.
Стены Юсуповского дворца принимали высоко поставленных гостей, таких как: королеву Великобритании Елизавету II, её супруга герцога Эдинбургского, наследного принца Чарльза, королеву Норвегии Софию, короля Малайзии Ту-анку Саида Сираджуддина, короля Греции Константина II, его супругу королеву Анну-Марию, королеву Тайланда Сирикиту, королеву Швеции Сильвию.
Современный Юсуповский дворец – это уникальный дворянский особняк в Санкт-Петербрге, где сохранилось не только здание, но и залы картинной галереи, парадные апартаменты, изумительные жилые покои рода Юсуповых, миниатюрный домашний театр. Поразительные художественные интерьеры, которые живы благодаря мастерству петербургских реставраторов, гостеприимно раскрывают свои двери для любителей и знатоков искусства, истории, музыки и театра со всего мира.
Кассы дворца работают: с 10.45 до 17.00. Посетители принимаются без выходных. С октября по апрель раз в месяц проводится санитарный день.
Адрес: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 94
Телефоны: +7 (812) 314-98-83, 314-32-39, 314-88-93 (заказ экскурсий)
Официальный сайт: http://yusupov-palace.ru
Свежие комментарии