В прошлой статье мы познакомились с историей великолепного летнего сада в Санкт-Петербурге. Теперь пришёл черёд узнать подробней о скульптурах, составляющих главную драгоценность сада.
С. Рагузинский и Ю. Кологривов, будучи доверенными лицами Петра I, занимались покупкой скульптур для сада. Все необходимое закупалось сразу в мастерских или делались индивидуальные заказы, строго следуя сюжетной линии или тем модным в то время европейским веяниям. Можно сказать, что коллекция скульптур Летнего сада, это первая масштабная коллекция скульптуры в России. Благодаря ей царь желал ознакомить своих придворных с мифологией, античным искусством, привить художественный вкус.
В саду представлены интересные аллегорические скульптуры «Слава», «Навигация», «Ништадтский мир», «Минерва» которые указывают на видные общественно-политические события для России и возвеличивают реформы Петра I.
Благодаря Петру I в саду была собрана исключительная подборка статуй и бюстов. Так, в парадной части было расположено более 150 скульптур. Часть этого богатства перевезли в Петергоф, Эрмитаж, Царское Село, Павловск в конце XVIII – начале XIX столетий, но некоторые скульптуры постигла не столь радостная судьба, они погибли во время наводнении столь губительных для них. Сейчас в Летнем саду доступно для лицезрения 91 произведение: 1 герма, 5 скульптурных групп, 48 бюстов, 38 статуй, многие из которых изготовлены итальянскими мастерами в XVII – XVIII столетиях.
В 1720-х годах началось возведение лабиринта Летнего сада. На время строительства лабиринт являлся атрибутом регулярного сада. Была создана планировка из запутанных дорожек, которые ограждались шпалерами, а площадки, которые образовывались от пересечения аллей, дополнялись фонтанами и скульптурами.
Проектом лабиринта занимался Леблон, но из-за его кончины весь проект был передан Земцову. Лабиринт располагался между Карпиевым прудом и Поперечным каналом, сейчас же здесь расположены лучевые аллеи, а место имеет название Кресты. Всего в лабиринте устроили 32 ниши и в каждой из них были фигурки животных в натуральную величину: ястреб, две курицы, мыши, черепаха с орлом, лягушки, ёж, змеи и многие другие, все из свинца, но позолочены. Стояли столбы, на которых русским письмом была начертана басня. А сам вход в лабиринт был отмечен статуей Эзопа в натуральную величину.
На сегодняшний день из всех статуй 87 стоят на аллеях. Если осмотреть все скульптуры, то можно выделить следующие группы: герои древней мифологии, императоры Рима и Греции, философы, мыслители, ученые древнего мира, скульптура «Круговорот суток» работы Д. Бонацца, аллегорические сюжеты, рассказывающие о общественно-политических событиях России.
К героям древней мифологии относится бюст Аполлона скульптора П. Баратта, копия скульптуры Аполлона Бельведерского, музы — Терпсихора, Талия, Эвтерпа, Нимфа воздуха. По аллеям и площадям красуются Немезида, Флора, Амур и Психея, Помона и Сатурн, Беллона и многие другие.
Скульптуры портретной группы представлены бюстами А. Македонского скульптора П. Баратта, первого императора Августа, Цезаря, Римского императора Траяна, Нерона, Марцелла, Яна Собеского, Клавдия и других видных деятелей.
Философы и ученые представлены Гераклитом, Демокритом. Но многие скульптуры группы пока остаются безымянными.
Аллегорические скульптуры это: Слава, Архитектура, Ништадский мир, Навигация, Искренность, Правосудие, Истина, Милосердие. Некоторые из них, принадлежат авторству скульптора П. Баратта. Изваяние Ништадтский мир возвышается на гранитном возвышении у северного фасада. Представляет собой женскую фигуру, у которой в руках рог изобилия и опущенный горящий факел, у её ног расположены барабан, щит и пушка. Композиция олицетворяет Россию. Немного выше Ника, еще одна женская фигура с раскрытыми крыльями, оберегает сидящую фигуру и напутствует ее. Богиня Победы в руке держит пальмовую ветвь как символ мира, нога её стоит на поверженном царе зверей – символе Швеции. Лапой он держит свиток, на котором латынью написано «Велик тот, кто дает, и тот, кто принимает, но самый великий тот, кто и то, и другое свершить может». Своей тонкостью линий, их грациозностью, нежностью скульптура может смело претендовать на звание лучшего примера садово-парковой скульптуры всего XVIII столетия.
Изначально все скульптуры были установлены согласно с требованиями стиля, придерживаясь строгого порядка: скульптура, бюст, скульптура. Что визуально создавало вид волны на фоне зеленого сада. Со временем скульптуры переставлялись, но в 1956 году на основе описей 1728, 1736, 1771, 1794, а также более поздних лет был составлен топографический план и произведена перестановка скульптур.
Поскольку скульптуры стоят на улице, а, как известно, климат в Петербурге сырой, жизни фигурам это не прибавляет. Они были неоднократно подвержены реставрационным работам. В 1986-м Исполнительный Комитет Ленинградского горсовета Депутатов трудящихся принял Постановление «Об изготовлении копий скульптуры Летнего сада». На создание 25 бюстов ушло 10 лет: 1986 – 1996 годы, а три копии статуй были сделаны в промежуток 1996 – 2003 годы. После работы по созданию копий были приостановлены. В период 2005-й – 2009-й благодаря стараниям отдела реставрации экспонатов Русского музея вернулись к жизни 24 скульптуры, в том числе и пьедесталы, у которых имелись самые тяжелые повреждения. По 2011 год все скульптура и пьедесталы полностью отреставрированы и перенесены в Инженерный зал Михайловского замка.
Со всех мраморных скульптур, кроме скульптурной группы «Ништадский мир» («Мир и Победа») и гермы «Вакх» сняли силиконовые формы, чтобы затем создать точные копии из современного технологичного материала – искусственного мрамора, которые теперь красуются в саду. В итоге в процессе реставрации было создано 90 копий скульптур и 152 подставки под бюсты и пьедесталы.
Свежие комментарии