Как известно, Крым – это не только курорт с достопримечательностями, но и место, где 7 месяцев в году проходят разнообразные музыкальные вечеринки под открытым небом – опены, опен-эйры, масштабные тусы, фестивали. Тот самый пресловутый Казантип, который не мыс, а «Республика Z» на заре своего существования являл собой известный образец данного явления в Крыму. Но всё коммерционализировалось, и дух отечественных хиппи, которые брали с собой огромные колонки, генератор и ди-джейский пульт на природу, чтобы нелегально оглашать окружающие горы киловаттами звука, выродился в банальный «клубняк» на природе…
Но! Сегодня мы не будем вздыхать по опопсевшим опенам полуострова, а поговорим о таком явлении Крыма, как пси-транс движение. Да, да, о psy-trance, но не о самой музыке, а о том какой устойчивый вид досуга на природе этот жанр породил и как именно это выглядит в Крыму.
Тема необъятная, а лить трансовую воду, неинтересную непосвященному не хочется. Поэтому я просто вкратце опишу некоторые из тех крымских пси-пати, на которых довелось побывать.
«Spiritual Ritual Dancе 2»
Первый из фестивалей для меня проходил лет 7 назад, он назывался «Spiritual Ritual Dancе 2». Это было прекрасно организованное масштабное мероприятие, под которое на 4 дня сняли большущий пансионат «Изумруд» в Рабочем уголке Алушты. Билеты на «транс», как мы простецки называли данный фестиваль, покупались за три месяца не помню за сколько гривен – 200-300 (?). Всё это время в интернете читался список приглашённых «звёзд» «псая» из разных стран – это были музыканты из Болгарии, Финляндии, Норвегии, США, Венгрии, Великобритании и, конечно братских стран СНГ.
По приезду в солнечную Алушту, а было начало апреля, мы, отстояв большую очередь в регистрацию, поселились в номера с двухэтажными кроватями (судя по всему летом это был детский лагерь) и стали бродить по территории, не преминув искупаться в ледяном весеннем Чёрном море. Ди-джеи уже прогревали свою аппаратуру сразу в четырёх местах: Главный танцпол в летнем кинотеатре; Зона атмосферного драм-энд-баса на баскетбольной площадке; Экспериментальный танцпол в летнем кафе; Чиллаут в библиотеке.
Днём упоительно романтично было гулять по набережной и бунам под ровный бит лёгкого пси-транса. А когда темнело, музыка набирала киловатты и обороты, сменяясь с фоновой и задумчивой на яркую динамично-мелодичную. Особенно запомнились норвежцы – их фантастические северные мелодии, переливаясь, казалось, на километры над морем, создавали в воображении холодные, но очень красивые инопланетные миры.
Ночью неожиданно холодало, так что пар со рта шёл, тогда как днём все загорали.
Спали утром и до обеда, когда ненадолго смолкала музыка. Потом ходили завтракать к вайшнавам (кришнаитам) в вегетарианскую столовую. Вкуснейший зелёный чай пили у бородатого мужичка прямо на аллее, где рядом торговали всякими этническими и психоделическим вещами. Вечером всё в той же библиотеке работал маленький кинотеатр, где показывали арт-хаус.
И так продолжалось счастливых три дня. Это был образцовый, лучший транс.
Волшебная роса
Спустя год, уже летом, мы поехали на фестиваль «Волшебная роса», который проходил рядом с озером в Баштановке Бахчисарайского района. Если прошлый фест – пансионат и комфорт, то этот был сугубо настоящим «полевым» трансом. Только горы, только лес, палатки и озеро, в которое все ныряли с тарзанки. А на большой поляне стояла большая сцена с огромными колонками рядами и серьёзной аппаратурой, к которой шёл толстый кабель от военного ЗИЛа-электростанции. Это был самый чистый и мощный звук, что мне доводилось слышать под открытым небом.
Близилась ночь Ивана-Купалы, дни жаркие… А вот ночь нас удивила. Ехали ведь в Крым, взяли буквально наполовину сетчатую палатку, оставив внешний слой дома, и минимум одежды. Ночью плясали у костра и было даже жарковато, но когда пошли вздремнуть в палатку, остыли о поняли, что в горы спустился лютый холод! Мы дрожали до утра и мечтали о солнце под прекрасные и пугающие завывания технотронного урагана. А утром случился просто штормовой дождь стеной, организаторы еле успели колонки накрыть целлофаном. Нас приютили в большой палатке вместе с музыкантами-финами, которые импровизировали для тесной компании транс на ноутбуке и пили водку, приговаривая удивлённо: «Водка – ту долларс! Закуска – ту ту долларс!».
Выглянуло солнце, и снова завели пси-трансовый звук до неба. Многие потянулись в ближайшее село за едой и вином. Запомнились местные рыбаки, которые сидели на другом конце озера и под наш суровый космический саунд (звуком крыло вообще всю местность) ловили рыбу.
Три дня слились в один. Было очень хорошо.
Mysterica
Еще год спустя. Пансионат «Пограничник» в Гаспре под Ялтой. Встреча Нового года. Тоже три дня трансового экшена, три танцпола и много зарубежных гостей. Было много иностранных музыкантов, но еще больше было иностранцев, которые не говорили по-русски. «Пограничник» превратился в ковчег трансеров со всей Европы и все вместе мы радовались Гаспре, морю, красивому парку и пси-трансу.
Моего друга уже утомляли свирепые электронные раскаты, красивые, но леденящие синтезированные пассажи и он меня постоянно пытался утащить на площадку, где несколько барабанщиков просто классно стучали, а под этот ритм танцоры крутили огненными шарами на цепях. Я его тянул обратно. Так мы и ходили от площадки к площадке.
Fenix Fly
Всего на сутки весной в каньоны Бахчисарая. Людей было не тысячи, как на прошлых фестах, а только сотни. Транс для местных, можно сказать, без зарубежных гостей. Ходили из палаточного лагеря к танцполу запутанной тропинкой, которую обозначили горящими свечами. Волшебно! Поразил проектор, направленный на вертикальную скалу, видео-инсталляция смотрелось масштабно и безумно одновременно. Еле разъехались, было явно мало.
Mysterica 2
Теперь лето и теперь на целую неделю в лес рядом с пещерным городом Эски-Кермен под Бахчисараем. Как и прошлые большие фестивали, этот также собрал тысячи гостей. Приехали именитые музыканты со всех стран и все дружно расселились по ближайшим зарослям в палатках.
Первых два дня было классно. Основная сцена на покатом лугу сотрясала сознание ночью, а днём все купались в горном озере и просто офигевали от пресноводных маленьких медуз – это было так психоделично!
Но что-то пошло не так. На мотоциклах стали приезжать местные и, пусть даже на минуты, но портить общее ощущение, охрана не могла с этим ничего сделать. А потом, на третий день, увезли всю аппаратуру! Причина не важна, факт в том, что тысяча человек осталась в неожиданной тишине (птички запели, кузнечики засверчали). Но у кого-то в машине нашлись киловаттные колонки, генератор и, музыка, пусть и не так громко заиграла снова. Но ощущение «транса» уже пропало, оставшиеся дни мы просто отдыхали на природе и гуляли, а по ночам спали под беспощадный дарк-псай (нашей палатке повезло быть прямо рядом с новым танполом).
Даже уехали на день раньше, не досидев в этом опостылевшем лесу. Попали на море в Балаклаву под Севастополь и не капли об этом не пожалели.
Dark в Гаспре
Еще пару лет спустя. На два дня в Пансионат «Мисхор» в Гаспре под Ялту сразу после Нового года, но перед Рождеством. Комфортабельный пансионат с видами из номеров на море и горы, и танцпол обустроенный в пансионатском кафе. Музыка была только самая мрачная, самая тяжёла из пси-транса. Это была сессия звуковых ужасов, если везло, и просто распила мозга, если нет. Сюда я приехал уже не с друзьями, а с женой. Мы мило бродили по «Мисхору», насколько это позволяла слякоть, изучали наполненные весёлой жизнью коридоры корпуса, а послушать музыку заходили лишь ненадолго.
Приваты на смену фестивалям
После этого пару лет не были на «трансах», но я с большим интересом следил за психоделической тусовкой. По рассказам друзей, фестивали всё больше проходил неудачные. Исключение составил только визит Гоа Гилла в 2012 году в Эски-Кермен. Этот партриарх транса, хоть и в годах, отыграл сет длиной в сутки, просто разорвав всех отборными, тяжеловесным дарком.
Следующую по номеру Мистерику уже на второй день разогнала украинская милиция. Визит Гоа Гилла летом 2013 года закончился автобусом с правоохранителями и разорением фестиваля.
Большие фестивали стали не получатся, и не только из-за милиции, сами трансеры измельчали и перестали платить за вход, больше стало очень пьяных товарищей. Истаяла атмосфера неподдельного счастья бытия под музыку с единомышленниками.
Но, это вовсе не означает деградацию или даже смерть крымского пси-трансового движения. Выйдя из андеграунда, идейные трансеры снова в него ушли и хорошо стали получатся так называемые «приваты» – небольшие полулегальные пати, продолжительностью в сутки-двое, с относительно скромным звуком и небольшой платой за вход.
Прошедшим летом 2013 года нам довелось побывать на двух таких мероприятиях. Первое было сугубо лесное – «Теремок» под Симферополем, а второе – «Марсианские хроники» под Севастополем.
«Теремок» стал наслаждением природой, созерцанием гор под музыку и ночной страшноватой лесной сказкой.
«Марсиански хроники» были устроены на пляже – это просто летний рай! Целый день купание и приятная живая музыка со сцены, а ночь – танцы на мокром песке под нарочито синтезированный саунд и неизбывный шум прибоя.
Надеюсь, мои воспоминания стали более-менее наглядным описанием явления. Много чего по понятным причинам осталось за кадром, можете в комментариях спрашивать, там же и отвечу.