В 1773 году первые русские суда появились в Ахтиарской, будущей Севастопольской бухте. В 1778-м стали строить первые земляные укрепления, а в 1783-м Крым присоединили к России и в Севастополе заложили первые каменные сооружения. Подробнее историю основания Севастополя можно прочитать здесь, ну а мы продолжим знакомиться с этапами его становления.
Итак: между Екатериной II и Крымской войной.
При Екатерине
1787 год. В Крым едет Екатерина II – смотреть Севастополь и новый Черноморский флот, а также показывать знатным иностранцам в свите императорскую силу, военную мощь России. Когда граф Сегюр, исполняющий обязанности французского посла, вернётся на родину, он напишет, что увидел здания для складки товаров, городские укрепления, адмиралтейство, четыреста домов, множество рабочих, госпиталь, верфи, сильный гарнизон, карантинную и торговую пристани и всё это произвело на него впечатление довольно значимого города». Ему вторил австрийский император. Как сказал Иосиф II, Севастополь стал красивейший портом, какой тот когда-либо видел.
В 1787 г. Г. А. Потемкин приказывает продумать и выполнить схему застройки города, учитывая его военную перспективу. Этой схемой руководствовался Ф. Ф. Ушаков, назначенный в 1788 г. командующим Севастопольской эскадрой и портом. При нем построены десятки домов, вырыты колодцы, проложены дороги, началось освоение пригородных земель. Ф. Ф. Ушаков имел право наделять офицеров земельными участками, где те строили дачи, разводили сады. Было создано подсобное хозяйство и во флотских экипажах, что, конечно, улучшало и разнообразило матросский провиант.
Севастополь – Ахтиар – и снова Севастополь
В 1797 году повелением императора Павла I Севастополь был переименован в Ахтиар. И только 29 марта (10 апреля) 1826 г. последовал сенатский указ; «…государь император (Николай I.— Ред.) высочайше повелеть соизволил: чтобы город Севастополь не именовать впредь Ахтиаром, а всегда Севастополем». Таким образом вернулось имя данное городу Екатериной II, которой на её императорском уровне полностью принадлежит заслуга закладки Севастополя.
В процессе развития города в XVIII в. сформировался характер его застройки, которому будут следовать все севастопольские градостроители вплоть до Революции 1917 года. Сложный рельеф диктовал свои условия. Обрывистые и пологие холмы, меж ними глубокие клинья бухт, лагуны и заливчики, крутобокие овраги и мелкие лощины, спуски и подъемы — своеобразие местности затрудняло планировку города. Но оно же и стало его естественным, неповторимым украшением.
Севастополь основан и развивался как главная база Черноморского флота. Функциональная схема застройки складывалась четко и определенно: все, что связано с нуждами быстро развивающегося флота, его строительством и ремонтом, располагается у бухт и в прилегающих балках, жилье — на склонах и холмах. На периферии, вошедшей в селитебную зону (селитебная зона, или селитебная территория,— часть города, застроенная жилыми домами и предприятиями культурно-бытового обслуживания, называется так в отличие от промышленной зоны — территории, занятой промышленными предприятиями) современного города, находились склады, госпитали, кладбища, различные мастерские. До наших дней сохранились возникшие тогда названия бухт, балок, слобод (Карантинная, Корабельная, Сухарная, Сушильная и др.), указывающие на их назначение или на род занятий обитателей.
Ни одного здания XVIII в. в Севастополе не сохранилось.
Начало XIX века. Разделение слобод
Большинство из них строилось на скорую руку, их разобрали еще в первой половине XIX в., а остальные погибли во время бомбардировок 1854—1855 гг. Поэтому очень ценно свидетельство немногих очевидцев и архивных документов, рисующих Севастополь того времени. П. Сумароков, бывший здесь в 1801 г., сообщает, что население города уже увеличилось до 20 тысяч человек. Сумароков видит город глазами поэта, который захвачен зрелищем вечерней иллюминации и прекрасного абриса расположенного на горе амфитеатром Севастополя.
Вышедшая в 1802 году казённая «Ведомость» о существующих в Крыму поселениях более прозаична. Здесь читаем о портовом городе Ахтиаре или Севастополе, где казенные строения, а также многие партикулярные возведены из дикого камня, а другие из тесаного, на крышах положена черепица, есть две церкви, жителей, кроме военнослужителей, насчитывается 145 – они имеют торг с иностранцами, купцами; город ввиду возвышенного и каменистого расположения водой обеспечен недостаточно».
Город служит флоту, город служит на флоте и город работает на флот. Из 20 тысяч его населения только 145 человек были люди штатские, да и те, вероятно, в 1804 г. выехали из города, когда последовало распоряжение о закрытии заграничной торговли и недопущении в Севастополь иностранных судов.
К 1803 г. относится составление еще одного проекта застройки Севастополя, его подал командующий Черноморским флотом М. И. де Траверсе. Проект предусматривал четкое членение города на две функциональные части: относящееся к флоту, строительству и ремонту кораблей, поселению экипажей и так далее перемещалось на Корабельную сторону, а Южная отводилась под селитебную территорию. Этот проект вполне согласуется с сегодняшними градостроительными принципами, но для его осуществления в то время не было достаточных средств. Внешнеполитическая обстановка требовала сосредоточения основных ресурсов страны на западе, где готовилась к вторжению в Россию наполеоновская Франция. Но идеи де Траверсе повлияли на последующее формирование Корабельной стороны. Проводили в жизнь их командующие Черноморским флотом Грейг А. С. И и Лазарев М. П.
В начале XIX в. город расширяется, в основном за счет слободок. Особенно разрослась Корабельная сторона, уже к 1830 г. она подступила к Малахову кургану. Развитие города сдерживала плохая связь с центральными районами страны. В Симферополь необходимо было ехать по грунтовой дороге, которая брала начало на Северной стороне, шла через село Бельбек (ныне Фруктовое), Дуванкой (Верхнесадовое) и Бахчисарай. Но существовала другая дорога — через Каралезское ущелье, ее отремонтировали в своё время к приезду царицы Екатерины II. Но первая дорога была короче, а потому и предпочтительней.
Мы упомянули Северную сторону. Надо сказать, что части города под таким наименованием еще не существовало. Здесь находилось Северное укрепление, земляные батареи по берегу бухты, склад лесоматериалов, казармы, отдельные дома для офицеров и караула, гауптвахты, постоялые дворы и прочее.
Что же касается промышленности города, некоторые справочники упоминают производства свечные, кожевенные, пивоваренное и другие, называя их заводами. Но вот свидетельство статистического обозрения города: на всех промышленных предприятиях в 1839 г. работало только 449 человек. Так что все заводы были по сути мелкими кустарными мастерскими. Севастополь в тот период был исключительно военным городом, что отнюдь не облегчало жизнь простому люду.
Об этом мы можем судить и по самой застройке города. В первые четверть века XIX столетия на Корабельной стороне открыли морской госпиталь, расширилось адмиралтейство на западном берегу Южной бухты, полностью застроился Центральный холм. Но если у подножия ставились полутора-, двухэтажные дома офицеров, чиновников и богатых купцов (в 1830 году в Севастополе было разрешено открыть коммерческий порт в Артиллерийской бухте), то вершина холма представляла собой трущобы. Вот что свидетельствует очевидец в 1830 г.: «Перед нами представилась панорама улицы шагов в двадцать шириной и шагов в двести в длину, по сторонам тянулись ряды избушек и лавочек, внутри последних виднелись полки, уставленные бутылками и штофами с вином… в избушках слышались песни хриплых и визгливых голосов». Недаром это место звалось «Хребтом беззакония».
По эстетическим и строительным нормам того времени самой, конечно, добротной и нарядной была главная улица — Екатерининская (ныне ул. Ленина). Стояли на ней дом военного губернатора, городского головы, соборная церковь св. Николая, казарма флотских и рабочих экипажей, училище юнг.
Главную площадь, тоже Екатерининскую (ныне пл. Нахимова), украшал Екатерининский дворец. Он был одноэтажный, каменный, и от него вели к морю ступени Графской пристани (еще без колоннады).
На месте Приморского бульвара скучно тянулась огромная земляная Николаевская батарея, ее только начали переделывать в каменный форт. Большая Морская выглядела уже действительно большой улицей. Город рос, оставаясь открытым всем ветрам, солнцу, почти без зелени, поскольку сказывались недостаток воды да и равнодушие городских властей тоже. Правда в Ушаковой балке был общественный сад, чью заветную сень можно было достичь только на ялике.
Под началом М. П. Лазарева
Период бурного строительства Севастополя связан с деятельностью известного русского мореплавателя и флотоводца М. П. Лазарева. В 1832 году он стал начальником штаба Черноморского флота. Спустя два года — главнокомандующим флотом и портами, военным губернатором городов Николаева и Севастополя.
Первейшая цель главнокомандующего — создание производственной базы флота. Он строит новое адмиралтейство с предприятиями судоремонта и судостроения на берегах примыкающих к Корабельной бухте и к восточном берегу Южной. Проект доков был утвержден в 1831 г., адмиралтейства — (26) мая 1835 г. Дело пошло с земляных работ, изменивших рельеф этой стороны Севастополя. На восточном берегу Южной бухты срыли часть холма, чтобы на ровной площадке возвести огромные казармы), вырубили обширные доковые бассейны у вершины Корабельной бухты. Вынутым грунтом засыпали болота и соленые озера в верховьях Южной бухты — так образовалась Пересыпь (на ней сейчас железнодорожный и автовокзал).
После этого М. П. Лазарев занялся благоустройством города, начав с его центральной части. В рапорте 1838 г. к начальнику Главного Морского штаба он писал, что лучшая часть Севастополя, именуемая «Хребет», удобно выходящая к морю и рейдовой бухте, с давних пор заселена хижинами и мелкими частными домиками, безобразными, неправильными, без всякого плана улиц, без фасадов. Постройки поражают взор неопрятностью и бедностью, неприличием вида». После топогеодезических изысканий военного инженера Д. Уптона, им же был выполнен проект реконструкции центральной части города.
«План проектируемых улучшений Севастополя» был утвержден правительством 3 (15) мая 1839 г., а в следующем году разработан и утвержден первый генеральный план города. Эти проекты выполнены в строгом соответствии с принципами классицизма, с учетом, однако, сложившейся схемы улиц в виде «Городского кольца», опоясывающих основание Центрального холма. В основе проекта также положена классическая для отечественного градостроительства трехлучевая система — три улицы: в форме «у» сопрягаются Екатерининская, Большая Морская и дорога на Балаклаву. В точке их пересечения планируется Театральная площадь (ныне Ушакова), структурно уравновешивающая Екатерининскую (ныне пл. Нахимова).
Реконструкция центра началась в сороковых годах со сноса одноэтажной застройки на «Хребте беззакония», при этом Михаил Петрович Лазарев настоял на выплате компенсации выселяемым жителям, хотя многие из них жили здесь без любых законных оснований. Снеся трущобы и разбив участки под общественные здания, свободная земля Центрального холма перешла в частное владение. В это время был в силе строительный устав 1832 г., он регулировал застройку в духе принципов классицизма. Фасады любых зданий оформлялись только по правилам. Чтоб соблюсти единство в облике городов, были разработаны оформительские типовые проекты (так называемые «примеры»), крупные по размеру здания украшали колоннады и портики, для небольших домов обязательным было нечетное число окон но главному фасаду (это правило отменено только в 1857 г.), с точным соотношением отдельных частей.
Неуклонно росло и число севастопольцев. В 1839 г. здесь насчитывалось 41 245 человек, из них 31 255 — «нижние воинские чины». Летом в Севастополь присылали еще 14 тысяч солдат для строительства адмиралтейства. Из-за тяжелых условий труда смертность среди «нижних чинов» была очень велика: в том же 1839 г. в морском госпитале умерло 1664, а в сухопутном — 1429 человек.
Вот каким в начале деятельности М. П. Лазарева увидел тогдашний Севастополь Анатолий Демидов: «Улицы в этом городе широкие, но до чрезвычайности пыльные, зданий значительных немного, дома большей частию маленькие, низкие, отделенные друг от друга пространными дворами». Затем автор описывает только одну улицу, чуть «сноснее прочих» (Екатерининская.— Ред.), которая идет параллельно большому порту, а по ней расположены замечательные здания – гордость новейшего Севастополя. Здесь же стоит прекрасный собор, возвышается адмиралтейская башня – замечательное здание. Кроме того на этой же улице «есть несколько прекрасных домов… всегда занесенных пылью».
Город-красавец перед Крымской войной
К 1854 г. Севастополь совершенно преобразился. В городе появились Малый (ныне Матросский) и Большой (Исторический) бульвары, реконструирован Центральный холм, застроилась Госпитальная слободка у Морского госпиталя на Корабельной стороне, в районе современной площади Восставших открыли военный госпиталь и церковь, здесь же стояли казармы сухопутных войск, ниже — жилые кварталы. Почти все продольные (с севера на юг) и часть поперечных улиц к тому времени получили названия. Исключением были Артиллерийская, Корабельная и Госпитальная слободы: в одной улицы именовались линиями, в другой нумеровались, в третьей обходились и без того, и без другого.
Севастополь строили заботливо. Дома из прекрасного местного камня-известняка, улицы с прочными подпорными стенами, удобными пешеходными лестницами. Севастополь строили с любовью. Крупные здания и целые комплексы поворачивали фасадами к морю. Место для них подбирали тщательно, так, чтобы видно их было издалека и отовсюду, с суши и воды.
Зданий того времени сохранилось очень мало. Те, что живы до сих пор, очень интересны по архитектуре, и мы расскажем о них подробнее в следующей статье.
В сороковых годах улучшилось и сообщение города с другими районами Крыма и страны: построены дороги на Ялту и на Симферополь (последняя через Инкерман).
Население к 1854 г. увеличилось до 45 тысяч (но другим сведениям — до 42 тысяч), в городе насчитывалось 2530 домов, в том числе 2120 каменных. Действовал водопровод (начинался в Сарандинакиной балке, заканчивался фонтаном на Театральной площади) и 43 колодца; воды, впрочем, не хватало. Было много лавок — 188, из них 40 — погреба с вином. Вся промышленность по-прежнему была связана с обслуживанием флота, за исключением мелких мастерских,
Новый генплан города (1851 г.) в основном и предусматривал строительство крупных общественных и военных зданий: нового сухарного завода, расширение адмиралтейства, пороховых погребов, каменных казарм на сухопутной оборонительной линии и т. д. Но утверждение нового генерального плана затянулось, возможно, в связи со смертью М. П. Лазарева в 1851 г. Во всяком случае, проект был утвержден только 8(20) октября 1856 г., когда он уже безнадежно устарел.
1(13) сентября 1854 г. соединенная армия Англии, Франции. и Турции высадилась южнее Евпатории и двинулась к Севастополю. 13(25) сентября считается первым из 349-ти дней первой обороны города, которая практически стёрла все красивые улицы, оставив только руины.
Использованы материалы книги «Архитектура Севастополя» Евгения Витальевича Веникеева.
Продолжение следует…
Свежие комментарии