Адрес: Санкт-Петербург, Казанская площадь 2.
Телефон: +7 812 315-58-56.
График работы: Ежедневно. В будний день с 8.30 и до завершения вечерней службы. Выходные: с 6.30 до завершения вечерней службы.
Собор является действующим храмом. Вход свободный.
Официальный сайт: www.kazansky-spb.ru.
Православный кафедральный храм Казанский собор, расположенный в центре Северной столицы, одно из крупнейших сооружений этой части Питера, он возвышается над городом на 71,5 метр. Это удивительнейшее творение православной архитектуры, завораживающее каждого своим величием и одновременно изысканной изящностью.
История Казанского собора
Изначально в 1710 году на этом месте возвели часовню и лишь позднее церковь Казанской Божьей Матери из дерева. Сам храм уже из камня своим рождением обязан повелению императрицы Анны Иоанновны, он был заложен в 1733году. Автором проекта стал М. Земцов, а название храм получил – Рождественский. Украшением сооружения стала многоярусная колокольня 58 метровой высоты. Из Троицкого собора сюда 2 июля переместили икону Казанской Божьей Матери. А сам храм стал носить название своей главной святыни – Казанский. Немного позже ему был присвоен статус собора. В 1773 году в соборе провели обряд венчания цесаревича Павла Петровича, также здесь праздновались многие победы русского воинства.
В конце XVIII столетии здание собора пришло в ветхое состояние. Решили строить новый храм и в 1799 году был объявлен конкурс на новый проект. По замыслу Павла I новый собор должен был быть похож на Римский собор Святого Петра.
Был одобрен проект принадлежащий великолепному отечественному архитектору А.Н. Воронихину, бывшему некогда крепостным графа А. Строганова. На закладке первого камня присутствовал сам император Александр I. Окончили строительство к 1811 году, а архитектор получил орден Анны II степени, а также пожизненную пенсию. Бригаду строителей возглавлял С. Суханов. Для отделки храма использовали свои российские материалы: известняк, мрамор, гранит; а для наружных работ – камень из Гатчины.
В 1812 году в собор привезли трофеи: жезл маршала Даву и французские знамена. Здесь в июне 1813-го в склепе, в северном приделе храма нашли упокоение останки фельдмаршала М. Кутузова. Рядом расположили ключи от городов, которые сдались русской армии и их знамена.
Только в конце 1829 года были завершены отделочные работы, которыми руководил О. Монферра. В 1844- 45 годах в соборе был проведен основательный ремонт, а реставрация стенной живописи и образов длилась с 1862 по 1865 годы.
Здесь проводился обряд отпевания П. И. Чайковского в 1893 году.
Во времена советской власти преследования не обошли стороной Казанский собор. Экспроприаторы церковных ценностей сильно повредили интерьер, все это произошло в 1922 году. В начале 1932-го собор закрыли, а в конце этого же года собор открыл свои двери уже в качестве Музея истории религии и атеизма. Реставрационные работы интерьера были проведены с 1950 по 1956 годы, а фасады привели в должный вид в 1963—1968-м.
Только в конце мая 1991 года вновь начали проводиться богослужения в левом приделе, на следующий год освятили главный придел, а полное освящение было проведено митрополитом Владимиром 29 марта 1998 года. 2000 год ознаменовался присвоением собору статуса кафедрального.
Икона Казанской иконы Божией Матери является главной святыней собора и была собственностью царицы Прасковьи Фёдоровны. Во время вынужденного бездействия собора икона находилась в Успенском соборе, что на Сенной площади, известном также как Спасо-Успенский обновленческий кафедральный собор. Закрылся и он, Казанскую икону переместили в Смоленскую кладбищенскую церковь, но ту также закрыли, и икона оказалась в Князь-Владимирском соборе. В 2001 году икона после долгого скитания наконец-то была снова передана в Казанский собор.
Колоннада Казанского собора
Поскольку фасад собора повернут боком к Невскому проспекту, архитектор принял решение в постройке со стороны серного фасада величественной полукруглой колоннады. Всего вышло 96 колон 13 метровой высоты. По задумке колоннад предполагалось создать две, с южной стороны тоже, но задумка не воплась в жизнь.
Убранство Казанского собора
Северный фасад дополняют бронзовые изваяния: Андрея Первозванного авторства скульптора В.И. Демут-Малиновского, Александра Невского скульптора С. Пименова, князя Владимира – С. Пименова и Иоанна Крестителя – И.П. Мартоса. Главный вход с севера украшен бронзовыми дверями – это точная копия дверей крестильного дома который находится во Флоренции. Работу по их изготовлению на себя возложил Василий Екимов. Как задумывал архитектор, с обеих сторон колоннады на пьедесталах должны были находиться фигуры двух архангелов – Гавриила и Михаила, но задумка не воплотилась в жизнь.
Над написанием икон работали О. Кипренский, В. Боровиковский, А. Иванов и многие другие мастера кисти. Когда находишься внутри, создается впечатление, что присутствуешь в гигантском дворцовом зале. На эту мысль подталкивают 56 гранитных колонн выполненных с золочеными капителями, а свет, который проникает через окна, заставляет парить купол на колоссальной высоте. Уцелело два барельефа «Взятие под стражу» Ж. Рашетта и «Несение креста» Ф. Щедрина, остальные были уничтожены в 1814-м.
Иконостас главного придела с 1834 по 1836 годы был покрыт трофейным серебром, которое было отнято у французов. Спустя 30 лет иконостасы южного и северного приделов также были покрыты серебром. Но когда изымались церковные ценности, иконостас утратили. На сегодняшний день серебряное убранство восстановлено.
Памятники М. Кутузову и М. Барклаю де Толли
Памятники, которые стоят перед колоннадой были сделаны в честь 25-летия победы над Наполеоновскими войсками. Изваяния принадлежат авторству скульптора Б. И. Орловского и архитектора В.П. Стасова. Полководцы отлиты в бронзе, они так напоминаются себя при жизни: полноценные человеческие фигуры во весь рост, с плащами на плечах. М.И. Кутузов застыл в позе отдающей наступательный сигнал для войск, а М. Барклай де Толли сосредоточенно ждёт.
Службы Казанского собора
После завершения революционных событий с купола собора сняли крест, вместо него возвышался шар со шпилем. Здание стало использоваться в качестве музея истории религии, икону же, как написано выше переместили в Князь-Владимирский собор. После возобновления богослужений в собор вернули главную его святыню – икону Божией Матери. Немного попозже на куполе вновь будет сверкать золотой крест. К годовщине 300-летия Северной столицы умельцами Балтийского собора был изготовлен самый крупный колокол собора – весом 4,4 тонны и высотой 2,25 метра. В соборе проводят церковные службы высшие чины православной иерархии.
Свежие комментарии