Путешествуя по балканскому полуострову, перенесёмся с побережья Адриатики в Республику Македонию к южному Охридскому озеру и к городу-курорту Охрид, раскинувшемуся на его берегах. Туристов здесь ждут не только чудесные пляжи «европейского Байкала», но и многочисленные достопримечательности, в том числе уникальные памятники византийской и ранней славянской культуры.
Дорога в Охрид
Чтобы попасть с Черногорского Приморья в этот самый южный уголок бывшей Югославии, можно бы, конечно, добравшись до аэропорта в Подгорице (ранее она называлась Титоград) или у Дубровника, совершить перелет прямым маршрутом до Охрида. Но «наземный» путь — по горам центральной части Балканского полуострова — настолько интересен, что лучше предложить отправиться туда по шоссе.
Дорога, покинув Бар, пересечет хребет Румии и спустится к обширному, но мелкому Скадарскому озеру, на болотистых берегах которого возвышаются причудливые купола известняковых массивов. Минуем новую, молодую и быстро растущую столицу Черногории— Подгорицу, раскинувшуюся на широкой Зетской равнине. Поднимаемся все выше и выше в горы, огибая заснеженные пики Комови, и, пройдя живописный городок Андриевицу, переваливаем через высокогорный хребет Проклетия. По фантастическим каньонам Рутовского ущелья, где протекает река Печска Бистрица, шоссе спускается к древней сербской патриаршии у города Печ, построенной в начале XIII века. Затем дорога выходит на холмистую равнину многонациональной автономной области Сербии — Косово и Метохия, немалая часть населения которой — албанцы-мусульмане. На ее территории сосредоточено множество памятников сербского средневековья.
Вскоре пересекаем границу Республики Македонии и попадаем в ее столицу — Скопье. В 1963 году город был почти целиком разрушен катастрофическим землетрясением. Только в социалистической тогда стране было возможно столь быстрое ее восстановление силами братских республик и при помощи других социалистических стран. Еще полдня пути через горы — мимо Мавровского водохранилища, по ущельям рек Радика, Черный Дрим, и мы у цели — в обширной горной впадине открывается гладь знаменитого древнего озера и небольшой старинный город Охрид, который раскинулся на северных берегах. Из всех курортов Балканского полуострова он обладает столь своеобразным очарованием, что обойти его просто нельзя.
История «Охрида»
Этот скромный райцентр в Республике Македонии с относительно небольшим населением — несомненно одна из выдающихся достопримечательностей страны.
Охрид… Название это, по-видимому, связано с периодом первого появления здесь славян, ведь «хрид», «хрида» соответствует русскому «гряда». Город, расположившийся на возвышенной гряде, рядом с озером, то есть лежащем на гряде, так и называли по-старославянски «во хриде». Отсюда и пошло «вохрид», «Охрид».
Раскопки показали, что уже в VI веке до нашей эры иллирийцы селились на гряде, на которой сейчас стоит город. Во II веке до нашей эры он принадлежал римлянам и через него проходила знаменитая мощеная дорога Виа Эгнация (Via Egnatia), соединяющая владения Рима на Адриатическом и Эгейском морях (Дуррес—Элбасан—Охрид— Салоники). В первых веках нашей эпохи город носил имя Лихнидос, что значит «сверкающий», «лучезарный». В V веке этот уже славный своими укреплениями и богатый товарами город подпадает под власть Византии. Судьба его в VI — VII веках скрыта в тумане прошлого, и сведений о нем за этот период, ознаменовавшийся нашествием «варварских» племен, почти никаких нет. Но в VIII веке он уже упоминается под славянским именем Вохрид, а в IX столетии его занимают болгары. В X веке возникло первое государство македонских славян. В Охриде княжит князь Никола, стоящий во главе племени «босиаци». Его сын царь Самуил создает мощное македонское царство, а в столице — Охриде — строит неприступную крепость из камней разрушенных византийских зданий. В начале XI века Охрид снова подпал под власть Византии, но оставался в течение двух последующих веков важным политическим и торговым центром.
В XIV веке его занимает сербский царь Душан, но городом фактически владеют его вассалы. Знаменитые сохранившиеся до наших дней архитектурные и живописные памятники — православные храмы — созданы в Охриде именно в этот славянский период, от IX — XIV веков до начала турецкого владычества. Турецкое владычество в середине этого столетия надолго прерывает расцвет славянской культуры. Охрид становится турецким городом со славянским населением. Но развитие его продолжается. Рыболовный промысел, а также добыча серебра и серы делают его известным далеко за пределами Балканского полуострова. Еще большую популярность он приобретает выделкой кож, хлопчатых и шерстяных изделий. Торговля ими распространяется во многие европейские страны.
В конце XIX века, когда проводились железные дороги и внедрялись импортные товары, ремесленная продукция теряет свое доминирующее значение. Многие уходят на отхожие промыслы в чужие страны. Это грустное явление — вынужденный уход с родной земли — называется здесь метким славянским словом «печальба». В 1903 году в Ильин день население Охрида приняло участие в восстании против турок, вошедшем в историю под именем «Илиндански устанак (восстание)». Оно было жестоко подавлено турками. С 1912 года город входит в состав Сербии. В 1918 году становится частью буржуазной Югославии.
В истории города немалую роль сыграла в свое время православная церковь, имевшая культурное и политическое значение. С Охридом связана деятельность (в IX и X веках) Климента и Наума, учеников Кирилла и Мефодия, причисленных церковью к лику святых, разрабатывавших и распространявших на Балканском полуострове алфавит «кириллицу» и славянскую письменность. Ими основаны монастыри, где училось до 3500 учеников. Славянский язык был введен ими и в богослужениях. Связаны с православной церковью и большинство тех памятников славянской архитектуры и фресковой живописи, благодаря которым мы и сегодня ощущаем дух глубокой древности.
Современный курорт Охрид
Охрид можно разделить на две части. Старый город, расположенный на возвышенной гряде, и новый, занявший ее склоны и вышедший на прибрежную равнину. По старой части мы пройдемся и расскажем о ее ценнейших исторических памятниках несколько позже. Сначала же посмотрим, что представляет собой современный город в целом и каково его значение.
В последние десятилетия Охрид приобрел в Югославии и далеко за ее пределами большую популярность как один из интереснейших туристических центров и любимейших мест отдыха югославов и зарубежных гостей. Их привлекает и чувство живой истории, охватывающее посетителя старого города, и удобства комфортного отдыха, а с другой стороны, и непосредственная близость к природе.
В новых районах на улицах, бульварах с характерными пирамидальными тополями и на набережных находятся благоустроенные гостиницы, рестораны, представленные большей частью популярными на юге садами-ресторанами на открытом воздухе, где вы можете познакомиться с блюдами местной кухни, многочисленные кафе, в которых вам подадут настоящий, приготовленный в «джезвах» (кувшинчиках с длинной ручкой), турецкий кофе. Одно из кафе — маленькое, но очень популярное, находится посреди площади, граничащей со старым городом, в дупле тысячелетнего платана, вокруг которого расставлены столики для посетителей.
Магазины и медицинские учреждения обеспечивают население и отдыхающих хорошим обслуживанием. Благоустроенные пляжи, места для кемпинга, возможность заниматься парусным и гребным спортом (летом бесчисленные белокрылые яхты бороздят озеро) — все это привлекает многочисленных посетителей города.
Несмотря на свое довольно изолированное положение среди диких гор, вдали от других населенных центров, город хорошо связан с ними транспортными линиями: регулярными автобусными маршрутами со столицей Македонии Скопье, городом Битола, авиалиниями с Белградом, Скопье, Дубровником (аэродром находится в 7 километрах от города) и живописной узкоколейной железной дорогой с главными магистралями страны. По озеру циркулируют катера и небольшие теплоходы, заходящие во все населенные пункты побережья.
Для такого небольшого города примечательна бьющая ключом культурная жизнь, особенно в рекреационный сезон. Тут есть и театр и библиотеки, летом организуются культурные мероприятия, известные не только в стране, но и за рубежом. «Музыкальное Охридское лето» — концертный сезон, проводимый часто в здании древнего храма св. Софии, в котором выступают и артисты с мировым именем. Не менее популярны Фестивали песни и танца балканских народов.
Население и традиции Охрида
Населен город преимущественно македонцами. Это народ мужественный, закаленный в извечной борьбе с угнетателями. Животноводы, жители гор, виноградари, они слывут отличными хозяевами, известными к тому же своим радушным славянским гостеприимством. Этот народ, находившийся под турецким владычеством, сумел сохранить свой народный быт, обычаи, своеобразную одежду. Македонский песенно-танцевальный фольклор — один из самых самобытных, интересных и к тому же хорошо сохранившихся и в Европе.
Оригинальные и древние славянские мелодии, необычные ритмы песен и танцев, захватывающие пляски и великолепные народные костюмы, очень разнообразные даже по отдельным селам, — все это оставляет незабываемое впечатление. Чего стоит одно «Тешкото коло» — танец обычно пожилых мужчин, державшихся за руки; он начинается сдержанными движениями, постепенно ускоряется и кончается темпераментной пляской с присядкой и пируэтами. Танец сопровождают несколько народных гобоев (типа зурны) и огромные гулкие барабаны («тупаны»). Когда в селе праздник, их звуки слышны в горах и ущельях за много километров. На основе народного эпоса и охридских сказаний об эпохе жестокой борьбы с турками один из крупнейших югославских композиторов, Стеван Христич, создал, используя народные мелодии, красочный балет «Охридская легенда», шедший на многих оперно-балетных сценах.
Македонский язык довольно близок к сербскохорватскому, но, пожалуй, столько же — и к болгарскому, представляя как бы своеобразный переход между ними.
Поскольку Охрид в основном «живет» туризмом, большой процент населения, естественно, работает в сфере его обслуживания. Но у города есть и другой, хозяйственный профиль. Он в немалой мере унаследован от прошлых традиций различных ремесел и торговли. На богатом рыбой озере хорошо развит рыболовный промысел. Мы уже говорили о форели, сазане, угре. Лов на угрей обычно ведется здесь в ненастные ночи. Напомним, что эта таинственная змееобразная рыба, столь привлекательная для гурманов всех стран, ведет совсем необычный образ жизни. Как и в других пресноводных водоемах Европы, она проводит в Охридском озере несколько лет, а затем идет на нерест, выходя по реке Дрим в Адриатическое, оттуда в Средиземное море, а потом — в Атлантический океан и нерестится в густых водорослях Саргассового моря у берегов Америки. Здесь она перестает питаться (желудок у угря отмирает), и наконец рыба погибает, дав жизнь новой молоди, которая через несколько лет снова возвращается в пресноводные водоемы, облюбованные их предками.
В республиканском масштабе Охрид с окрестностями является и важным центром сельского хозяйства, особенно плодоводства, овощеводства и виноградарства. В Охриде мы найдем самые крупные и сладкие в Македонии черешни, прекрасные яблоки, груши, айву и другие фрукты. Широко распространено здесь и овцеводство, — богатые пастбища на окрестных холмах и горах издавна способствовали его развитию.
Мы познакомились с историей и современным Охридом, теперь же пройдёмте по улицам Старого города, этому чарующему заповеднику Македонской старины. Продолжение следует.
Олег Сергеевич Гребенщиков, доктор географических наук, биогеограф.
Pingback: Старый город в Охриде -()
Pingback: Охридское озеро – древнее балканское чудо -()