Центром средневековой Риги была Ратушная площадь, названная так в 1334 году в честь построенной тут ратуши (до 1334 года, как полагают, ратуша находилась на улице Тиргоню – Купеческой). До этого ее называли Новорыночной площадью. Рынок перенесли сюда из Старого города во второй половине XIII века, после значительного расширения границ Риги.
На рыночную площадь — центр экономической жизни города — выходили четыре главные улицы: Тиргоню (Купеческая), Калькю (Известковая), Аудею- Грециниеку (Ткацкая-Грешная) и Кунгу (Господская). Вокруг площади располагалось большинство торговых заведений города.
По суше, а также рекой в Ригу поступали товары из всей Прибалтики и обширных просторов России.
Ярко блещет город Рига —
Кто создал его красу?
Рожь, ячмень из края куршей
Дали яркий блеск ему.
Так пели курземские крестьяне, а видземские вторили по-своему:
Видземский беленый лен —
Он создал его красу.
Когда покрывались толстым крепким льдом реки и озера, устанавливался санный путь, из Литвы и России отправлялись в Ригу длинные обозы.
… На рыночную площадь съехались крестьяне со своими подводами. Здесь их, как закадычных друзей, уже ждут изворотливые купцы. Они прицениваются к товарам, ощупывают зерно, лен, связки высушенных кож. Раздаются приветственные возгласы, начинается оживленный торг.
Все больше крестьян собирается на площади. В своих длинных тулупах, перехваченных узорчатыми вязаными поясами, в постолах, они хлопочут около своих подвод. Некоторые распрягли лошадей, чтобы дать им отдохнуть с неблизкой дороги, покормить. Другие уже сторговались с покупателями и подъезжают к весам, установленным в одном из углов рынка. Среди подвод снуют купцы и приказчики.
С постройкой ратуши рыночная площадь стала также центром политической жизни Риги. Здесь, в ратуше, проводил свои заседания городской рат (магистрат), распоряжения которого объявлялись рижанам с балкона ратуши. Раз в году приходили сюда жители города, чтобы в торжественной обстановке выслушать ежегодно издаваемые ратом постановления о правах, обязанностях граждан (Рат просуществовал более шести веков. В 1878 году полномочия рата были переданы к городской думе — новому органу управления, созданному в связи с городской реформой в России. За ратом остались лишь функции суда, однако уже в 1889 году его полностью ликвидировали).
Напротив ратуши, по другую сторону площади, стоял Дом Черноголовых.
На масленицу, которая обычно праздновалась в феврале, Ратушную площадь заполняла веселая, шумная толпа. В эти дни здесь показывали мистерии— литургические представления на библейские темы, сцены из житий святых. Трудно сказать, когда вошли в обычай эти представления. Вероятно вскоре после развёртывания в Риге деятельности католического духовенства, стремившегося наглядными средствами закрепить в сознании недавних язычников христианское вероучение. Со временем мистерии стали излюбленным развлечением рижан. Ведь жизнь простых людей в те времена была крайне однообразной, а смотреть мистерии разрешалось всем.
Разговоры об ожидаемых представлениях и приготовления к ним начинались сразу же после Нового года. На Ратушной площади сооружалась трехъярусная сцена. Три яруса — это три царства вселенной: верхний — небесное царство, земное – средний, а нижний — преисподняя.
Актерами обычно являлись монахи. Их костюмы соответствовали воззрениям и представлениям того времени. «Дьявол» был одет во все серое; у него были красные рога, длинный хвост и крылья, как у летучей мыши. «Ангелы» держали пальмовую ветвь, а за спиной у них трепетали лебединые крылья. Самое роскошное одеяние — длинное, белое, усеянное сверкающими разноцветными блестками — носил исполнитель роли господа Бога.
Во время представления Ратушная площадь и окна окружающих ее домов были забиты зрителями. В первых рядах обычно находились монахи, разъяснявшие непосвященным суть действия. После представления собирали пожертвования, которые отправлялись в церковь.
Приблизительно в XIV столетии начали ставиться и пьесы светского содержания, в которых вместо библейских персонажей действовали аллегорические образы, олицетворявшие разные добродетели, ненависть и любовь. В период реформации большим успехом пользовалась пьеса рижского поэта Бурхарда Вальда «Блудный сын», остро агитационная, направленная против архиепископа и католического духовенства в целом.
В XV—XVI вв. на Ратушной площади часто выступали фокусники, канатоходцы и эквилибристы, а в XVII столетии — труппы бродячих комедиантов, которые показывали свое искусство также в частных домах.
Печально, но вполне характерно для европейского средневековья то, что на Ратушной площади проводились публичные казни. Не будет живописать все зверства того времени, но здесь истязали и сжигали, в том числе по обвинению в колдовстве и чаще всего женщин.
Около 1570 года рынок переместился с Ратушной площади на набережную Даугавы (здесь рынок находился до двадцатых годов XXвека).
В 1750 году магистрат решил построить новую ратушу, поскольку старая обветшала, пришла в негодность. Разработать проект поручили военному инженеру И. Ф. Эттингеру. Он создал просторное двухэтажное здание (третий уровень надстроили в 1847 году) длиной в 60 метров, выдержанное в строгих, даже несколько однообразных формах. Ратуша, с единственным украшением – небольшим портиком (портик — галерея, образуемая колоннами с перекрытием, обычно у входа в здание), имела башню с курантами. С ее постройкой башня церкви Петра была освобождена от «обязанности» регулировать ритм жизни рижан. Теперь о важных событиях их извещал звон колокола ратушной башни. Любопытно, что до 1839 года здесь дежурил трубач, сообщавший о каждом часе сигналом.
В конце XIX столетия, с ликвидацией рата, в ратуше разместили городскую библиотеку, сиротский суд и банк.
1941 год был роковым и для ратуши. Как и Дом Черноголовых, она стала жертвой артиллерийского огня гитлеровцев.
Сейчас там где после войны были развалины зданий в центре Старой Риги находится площадь Латышских красных стрелков. Здесь воздвигнут мемориальный ансамбль, посвященный латышским красным стрелкам. В него входят выдержанное в лаконичных формах, своеобразное здание музея и высеченный в красном граните монументальный памятник латышским красным стрелкам. Ансамбль создан по проекту архитекторов Д. Дрибы, Г. Лусиса-Гринберга и скульптора В. Алберга.
По материалам книги «О чем рассказывают дома и улицы старой Риги» Зента Эрнестбвна Эргле, Скайдрите Яновна Циелава
Свежие комментарии