Говорить о Львове и его 700-летней истории, не рассказав предварительно о его географическом положении, значит, до конца не понять роли этого бастиона украинства и его значения в истории всего украинского народа, которое часто недооценивается.
Львов лежит на границе между Восточной и средней Европой, посередине тех исторических «врат народов», которые переходили, напирая на Запад, всякие кочевники и завоеватели с Востока, а также западные колонизаторы и оккупанты при своём пути на восточные земли. Это своеобразный оборонительный пункт, где восточным ордам противостояли силы Запада, а западным грабителям и захватчикам воинства восточных славян, с обеих сторон, как материальные, так и духовые. Так что эта, далеко идущая, но вероятно, неблагодарная роль исторического и культурного посредничества, можно сказать, миссионерского посланничества Львова между Востоком а Западом, между восточной культурой и западной, обусловлена и его географическим положением.
Широта и долгота Львова
Присмотримся к этому положению подробнее. Львов лежит на 24° восточной долготы от Гринвича; вследствие этого для Львова присуще среднеевропейское время (теперь там введено киевское). Львов имеет ту же восточной географическую долготу, что и столица Финдяндии Хельсинки, столица Латвии Рига, столица Литвы Ковно, бывшая Данилова столица Холм, столица Болгарии София и столица Греции Афины. Этой своей восточной географической долготе Львов обязан еще и атлантико-океаническим климатом, влияние которого кончается только в 90 км юго-восточнее Львова, где он встречается с полосой континентального, черноморского климата с его степным характером.
Атмосферные осадки в Львове и в окрестности еще обильны, растительность буйная, леса лиственные, земля весьма урожайная, город и окрестности богаты на многочисленные источники, здоровую питьевую воду, невысыхающие летом потоки.
Не менее важна также северная географическая широта Львова: Львов лежит на 49° северной широты, то есть, он лежит на одной линии с такими историческими городами как Вюрцбург в Германии, Прага в Чехии, Краков в Польше, наряду с нашим древним Перемышлем и Харьковом на востоке, но несколько пониже Киева. Разве не вел через эти исторические города старинный торговый путь из Европы на Восток в Киев, а отсюда аж за Каспийское море и далее на Ориент?
На границе водораздела
Но есть еще одна черта географического положения Львова, которой не имеет никакой другой город в Европе: Львов лежит на самой границе главного европейского водораздела , который разделяет все воды целой Европы на два бассейна водослива: на северо-западный, к Атлантийському и Ледовитому океанам (с их заливами) и на юго-восточный, до Средиземного и с ним соединенного Черного моря и в Каспий.
В первом школьном учебнике по географии для украинских средних школ Галиции, составленном профессором Ряшевской гимназии д-ра Емельяна Калитовского, позже первого директора украинской гимназии в Тернополе, говорилось о водоразделе так: Львов лежит на европейском водной границе, разделяющее воды Европы от Гибральтара в Испании к Уралу. В Галиции и на Волыни, то есть на землях древней Галицко-Волынской Государства, разграничивают этот водный рубеж притоки реки Вислы от стоговища рек Днестра и Днепра, следовательно создает географическое пограничье между Балтикой и Черным Морем, которое в истории государственнической идеологии Польши сыграло такую важную, но и такую печальную роль развития Польши через западно-украинские земли «от моржа до моржа».
На грани, следовательно, этого водораздела между Вислой а Днестром лежит город Львов и так, что одна часть города относится к Висле, а вторая часть к притокам Днестра. К притокам Вислы принадлежит старый и средний город, вместе с Лычаковским и Стрыйским участками. В тоже время гора с костёлом Святого Юра, окраина главного железнодорожного вокзала, Персенкивка, Кадетская гора, Повиставова площадь («Восточный торгов»), площадь «Сокола Отца» и т. н. «Новый Львов» принадлежат к Днестру. А Святоюрская гора лежит на самом шпиле этого раздвоения и будто символически объединяет своими скалистом фундаментами обе эти части города.
Река Полтва
Отрицательной чертов географического положения Львова является несомненно то, что он не имеет большей сплавной реки. Как известно, Львов лежит над рекой Полтвою. По мнению некоторых исследователей исторической топографии Львова, слово «Полтва» должно было означать половую, т.е. желтую мутную воду, но такое пояснение не соответствует этимологически начальному слову «Полт», ведь по-польски «Пелт» – «плет»; есть и второе объяснение, что «Полтва» означает шуваром или осокой поросшие грязи. Что вода в Полтве крайнее мутная, это правда, но в источниках реки она чистая и питьевая с примесями железного послевкусия.
Полтва течёт по территории города Львова и состоит из трех, четырех потоков, плывущие по разным направлениям в город. Главные источники Полтвы, числом три, вытекающие из лесу так называемой «козьей Пузыри» западнее Кадетской горы, а к югу от древней «Капители Бесы». Воды этих трех источников сливаются в один поток и создают главное русло Полтвы, которая плывет в восточному направлению (теперь сканализована и закрыта) через целую длинную Полтвянську улицу, где когда-то она образовывала шесть прудов, сейчас уже осушенных и застроенных, из которых два крупнейших были под цитаделью.
При встрече улиц Полтвянськой, Стоийськой, св. Софии и Зибликевича это русло Полтвы сливается со вторым и третьим ее ответвлением, имеющими свои источники в горном парке и дальше на холмах т. н. Железной Воды, где был пруд, который перед войной львовяне использовали в качестве главного пляжа. Здесь поворачивает Полтва прямо на север, плывет вдоль улицы Зибликевича, Сенаторской, Академической, а у перекрестка улиц Барской и Кохановского, встречается с четвертой ветвью, которая вытекает с восточных периферий города, что когда-то называлась «серым Потоком».
И теперь, включая четыре потока, плывет уже настоящая Полтва вдоль широкой Академической улицы, под Марийскую площадь, Гетманские валы, под городской театр, затем через улицу, где ее только в 1908 году забетонировали и дальше следует в конце свободно на болотые и торфистые сенокосы забирая с собой всю нечисть каналов из целого города. Вода ее здесь, очевидно, более грязная, а вонь бьет из нее такая, что даже птица ее обходит. Отсюда плывет Полтва открыто, урегулированная бетонными берегами, в восточном направлении между пригородами, приближаясь к Олесько (старое название Олешеськ) поворачивает у села Полтва (40 км от Львова) на север и под Бужском (древнее название Бужеска) вливается в реки Буг, а с ним потом за Дорогичином в Вислу.
Западная часть города относится, как сказано, к объему водных приток реки Верешици, что следует в лесах, затем перетекает через Янов, где образует большие пруды и вливается в конце среди широких топей в Днестр.
В древности была Полтва топкой рекой, среди непроходимых торфяных топей. Было в ней много рыбы и всякого рода раковин, которых остатки находятся при вырезании торфа везде над Полтвой, а над поросшими камышом берегами реки роилось от водных птиц, главным образом диких уток и гоголей. Те бывшие надполтвянськи ставки и грязи с почти стоячей водой, русла можно было приравнять к описываемым особенностям местности над источниками и берегами воспетого в «Слове о полку Игореве» Донца, которого бег и русло автор этих строк в свое время имел возможность от источников проследить.
И как когда-то монах Даниил Паломник реку Иордан сравнивал с рекой своей окрестности Сновью, так и автор этих строк эту часть Донца и его правый берег, болотистый, сравнил с небольшой рекой Полтвою. Эти болота пригодились при обороне города с западной и северной стороны при осаде Львова казаками под предводительством Богдана Хмельницкого в октябре 1648-го; со всех сторон могли казаки подтянуть свои пушки к обстрелу валов городских стен и приступить к наступлению на город, только на севере, где в Збоисках стоял союзник гетмана Тугай Бэй, нельзя было через болота над Полтвой подвинуться под город.
А в княжеские времена, когда вокруг Львова было значительно больше лесов и вод, очевидно болота и камыши были куда шире и глубже. На западе образовывала река выгодное оборонительную линию против наступающего врага, как это стало известно после захватнического похода польского короля Казимира, называемого Большим, в 1340 году по смерти Болеслава Тройденовича, т.е. короля Юрия II. Тогда Казимирова осада града над Верешицею длилась дольше, чем оборона самого Львова.
Своего оборонного характера не потеряла ни Верешиця, ни Полтва также и в новых временах. Во времени Первой мировой войны в 1914 г., когда австрийская армия под напором русской армии сдала без боя Львов, то наступление это пошло на Львов не с севера, надполтвянською долиной, а с востока и полудня.
Леса и холмы вокруг Львова
При взгляде на географическое положение Львова, увидим, что водный раздел между Верешицею и Полтвой, т.е. между Днестром а Вислой, – это лесистая гряда гор, которая тянется из Львова в северном направлении, в школьных учебниках она называется «Львовско-Томашивским Расточьем». Это комплекс берет свое начало от скалистой Святоюрской горы, своим положением доминирующей с запада над городом с Цитадельной горой. Напротив Святоюрской горы, на расстоянии 2 км, возвышается над городом с восточной стороны Замковая Гора, которой начинается другое, бегущее в восточном направлении высокогорье, которое через Кайзервальд, Чертковскую скалу переходит за окрестными поселениями к мифической почти «змеиной долине», о которой упоминает «Слово о Полку Игореве». Эти гористые пряди с севера и с востока образуют почти ровный угол 45 градусов, в котором лежит спрятанный в котловине город Львов, а центральной точкой здесь является как раз главный источник Полтвы. И плечами этого прямоугольника проходит упомянутый общеевропейский водный раздел.
Благодаря этому «перекрестному» географическому положению Львов занимал ключевое положение уже в доисторические времена. В княжескую эпоху он был столичным городом Галицко-Волынской Государства, а в австрийские времена столицей коронного края Галичины. Правительство Западно-Украинской Республики провозгласило его в ноябре 1918 г. своей столицей, а теперь Львов является столицей Западной Украины.
Три католические архиепископства
Под конец надо отметить, что Львов благодаря своему географическому положению был до 1944 г. единственным городом на земном шаре, где имели свой двор три католические архиепископства, трех различных обрядов: греко-католического, римско- и армяно-католического, объединённых под одним пастырем — Папой Римским. Это обстоятельство давало Львову не только своеобразное, экзотическое очарование, но и добавляло ему внутренней духовой силы и политической динамики.
Можно было бы связать с этим обстоятельством выражение из сатиры Квинта Горация, который говорит: «Я того мнения, что это обстоятельство разъединённых объединяет и приязнь сохраняет». («Сатиры», И. Книга, 3 разговор, 54 стих).
Свежие комментарии