Львов, как и другие западноевропейские города средневековья, имел свой символический знак – герб. Толкованиями гербов занимается отдельная, с историей родственная и ей очень дружественная ей наука, называемая геральдикой. Украинской геральдикой в Львове занимались два историка: сыны священника Антон Петрушевич и профессор учительской семинарии Александр Барвинский. А. Петрушевич занимался геральдикой городов, а Александр Барвинский, сам гербовый шляхтич, гербами родов.
Как гербом старинного города Перемышля был бурый медведь, спокойно стоящий профилем на синем, черной линией обведенном фоне, а гербом столичного города Галича над Днестром была черная галка (ворон), стоящая по середине черно-бледно-синего фона со сложенными крыльями и замкнутым клювом, а гербом расположенным севернее Львова городка Куликова стал летучий с распущенными крыльями и отворены клювом Крегулец, так и Львов имел в своем гербе льва, будто в скаку опирающегося передними лапами на часть скалы или стены, на синем фоне.
И как лев является царем зверей, так это гербовый лев Львова должен был символизировать оборонительную твердь города, а может и политическую силу князя, имя которого гармонизировало с гербом. На этом, позже стилизованном гербе города Львова выделяются голубое – синее небо, фон герба и желтая краска льва и стены. Здесь видим отчетливое сопоставление двух красок – желто-синей хоругви, которая пошла с галицких краев и с 1918 года стала национальными цветами украинского государственного флага.
Д-р Степан Баран пишет в своем воспоминании «Первая украинская политическая организация» об так: «Головна Руська Рада» с 1848 года позаботилась об украинском флаге, национальном гербе и национальном гимне. Украинский флаг в верхнем поле желтый, а в нижнем – синий. Герб был стилизован: желтый лев на голубом как небо фоне. Позже этот флаг, как и герб, признаны были государственными символами Западной Украинской Народной Республики в 1918. Первые почтовые значки правительства ЗУНР в 1918 году имели тоже государственного льва, а затем трезубец .
На каких княжеских актах или грамотах были печати с гербом города Львова, пока что доподлинно неизвестно. Профессор П. Куренной приводит в своей статье «Археологическое прошлое княжеского Львова» факсимиле печати городской управы города Львова с 1353 года. Так что уже 13 лет после падения самостоятельности Галицко-Волынской Государства лев стоит в проёме городской ворот, над которыми возвышаются три оборонительные башни, и словно защищает вход в город. Вокруг этой округлой печати начертана выразительный латинская надпись: «S (igillum) civitatis Lemburgensis», что переводится как: «печать города Лембурга».
Здесь выдвигается новый вопрос, почему управа украинского княжеского столичного города должна употреблять печати с латинской надписью? Д-р Ал. Чоловский утверждает, что это была печать «немецкой самоуправной общины» в Львове. Государственная печать имела совсем другой вид, и ее приводил Владимир Мацяк в своей статье: «В 700-летие королевской коронации Даниила Апостольским Престолом». В заграничных делах галицкие короли и князья после Юрия Львовича употребляли государственную двустороннюю печать, лицевая сторона которой изображала короля в полном королевском величии со скипетром в руках, с королевской зубчатой короной. Эта королевская корона, особенно корона Юрия Львовича, легла в состав позднего герба города Львова, который просуществовал непрерывно вплоть до нашего времени, того герба Львова, каким мы его видим над входом в львовскую ратушу.
Украинская королевская корона в старинном гербе города Львова – это факт, недооцененный и почти забытый в фальшивом убеждении, что эта корона в гербе Львова стала данностью во времена оккупации Польшей. Во времена исторической Польши львовские и земские акты, содержавшиеся в архиве в монастыре Бернардинцев, уже не носят печатей с гербом города, то есть с гербовым львом, а только с польским орлом. Также на зданиях старого Львова нет ни следа с герба Льва, хотя в Волошской церкви спрятались на своде три выбитых в камне государственных герба, а именно польский орел с короной, российский двуглавый орел с жезлом и державой московских царей и голова буйвола со звездой и мечом молдавских хозяев. Для львовского – украинского льва там места не нашлось.
В австрийские времена, от 1772 г., магистрат не употреблял печати с гербом льва. Вплоть по 1918 год, т.е. во времена обновленной Польши, львовская печать носила уже знак государственного орла. Но перед входом в ворота в ратуши, с южной стороны, сидели два больших с буйными гривами льва, вырезанных из белого камня, которые происходили еще из старой ратуши.
Из украинской львовских институтов или обществ печати с гербовым львом имели лишь два: «Народный Дом» и Общество украинских ремесленников «Заря», долгие годы тесно связанное с «Народным Домом», расположенное там же, пока не купило собственную камьяницу на Армянской улице. На фронтовой портале «Народного Дома» виднелся больших размеров на синем фоне золотой лев готовый к скачку, оперший передние ноги о стену. Желто-синий флаг ремесленной «Зари» был оформлен золоченым высокой художественной работы гербовым львом. Кроме того общество «Днестр» украсило свои полисы и эмблемы табличкой с галицким львом, который выбивался на зарегистрированных в «Днестре» домах.
Перед первой мировой войной был «лев» символом украинской национальной принадлежности и политической сознания – в противовес к польскому «орлу». Поэтому в домах украинских интеллигентов, священников, сознательных горожан были разной работы гербовые львы — из металла, из гипса, резные из дерева, даже гобеленные, висевшие на стенах, как украшения и … как легитимации! Во Львове продавались открытки с гербовым искусно стилизованным львом, а молодежь носила на обшлагах нарядов, гимназические ученики на униформе, на шапках «золотых» или «серебряных» львов, чтобы продемонстрировать свой патриотизм.
Известно что в украинская гимназия в Перемышле имела на своём школьном флаге изображение галицкого льва. Флаг гимназия получила в 1895 году.
Украинское правительство ЗУНР объявило герб Львова со львом в качестве государственного герба, но он потом уступил своё место, как региональный герб, трузубцу.
Был ли когда-то отчеканен лев на монетах, как городской, или государственный герб, или имел ли когда-то Львов свою монетарную систему, мне неизвестно. Я никогда с монетами со времен украинской Галицко-Волынской Государства не сталкивался, хотя искал их в промышленном музее во Львове, где был большой нумизматический отдел, и в музее «Народного Дома», где были также разнообразные, подаренные различными жертвователями монеты. Много монет подарил музею «Народного Дома» во Львове греко-католический епископ Иван Сатурн Ступкий, предшественник епископа Юл. Пелеша, который был не только лучшим знатоком нумизматики, но и сам имел необыкновенно ценную коллекцию монет. Однако ни одной украинской или с великокняжеских времен Киевской Руси-Украины, или со времен самостоятельной Галицко-Волынской Государства, монеты у него не было.
Зато имелся у музея «Народного Дома» в Львове, подаренный епископом Ступницким четырёхгранный, почти на локоть длинны и грубый обрубок чистого серебра. Как объяснял работник музея, профессор Филипп Свистун (бывший учитель истории в Ряшевской гимназии и автор научных трудов по украинскому и польскому языках, происходила эта вещь из княжеских времен и была монетарной в своё время монетарной единицей. Как написал в сопроводительной записке епископ Ступницкий найден обрубок был в старом городе Белз, куда вела дорога из Львова. Профессор Свистун объяснял, что с того куска рубили в соответствии с ценой товара какую-либо часть и платили так. Отрубленная часть слитка называлась от слова рубить – «рубль». Если это объяснение профессора Свистуна соответствует исторической действительности, то название рубль может не является изобретением Москвы.
По материалам книги: Степан Шах «Львов — место моей молодости»
Свежие комментарии