Фестиваль «Радужный мост Санкт-Петербург-Симферополь-Ялта» завершился. Не номинально, не формально. Фестиваль оказался очень живой, спектакли показаны яркие, страстные по актерской игре, интересные по режиссерским решениям. И очень разные. На сцене Ялтинского театра им. Чехова были сыграны «Бешеные деньги» (режиссер Александр Кузин), по Островскому в постановке Санкт-Петербургского ТЮЗа, решенные, с одной стороны, классически, с бережно сохраняемым (лишь сокращенным) текстом автора, с другой стороны, необычно емко по сценографии, ритму, и очень актуально по теме и способу звучания. Бурные аплодисменты, крики «браво» и признание хозяев сцены, что уровень увиденного – высочайший.
В Симферополе фестиваль открылся спектаклем того же петербургского ТЮЗа «Плыл кораблик белопарусный» режиссера Марии Критской. Северные сказы Бориса Шергина мало известны в крымских краях, и потому зрителю, который собрался в Театре русской драмы «и стар, и млад» — в основном это были школьники и родители с детьми, – было очень интересно услышать самобытный архангельский говор и проникнуться бесхитростной и по-своему очень романтичной жизнью поморских жителей. Все северное всегда привлекало южан, и наоборот. Зрители приняли этот спектакль очень тепло. Было ощущение, что здесь в Крыму немного отвыкли от театра, в котором важна интонация, тонкое и подробное исследование темы, – городские стены пестрят афишами столичных антрепризных спектаклей.
Совсем непривычно было оказаться зрителям не в театральном зале, а на сцене. Так был решен здесь, в Симферополе, музыкально-драматический спектакль «Высоцкий. Requiem», который привез Большой театр кукол из Санкт-Петербурга. В Петербурге молодые актеры играют его на Малой сцене на 50 мест. Здесь же черными занавесями отделили часть сцены, получилось таинственное пространство, которое вместило в себя больше сотни зрителей.
Это очень серьезная работа выпускников Мастерской Руслана Кудашова, главного режиссера БТК. Соавтором (сорежиссером и музыкальным руководителем) выступил Павел Григорьев.
В течение двух часов звучал Высоцкий в его популярных и не самых известных стихах и песнях. Для каждой песни придумана новая театральная форма. Создателям спектакля было важно прикоснуться к судьбе поэта, передать суть его поэзии. В исполнении молодых актеров Высоцкий, которого мы знаем по хриплому голосу, по надрыву, звучал непривычно, не надсадно, но так же искренне и пронзительно. Актеры представали то в качестве преподавателей театрального института и сдающих экзамены абитуриентов, и это были самые смешные эпизоды, то арестантов в лагерных телогрейках, то пассажиров и пешеходов в черных пальто, спешащих, падающих на гололеде… Выбивался ритм, то по полу прутиками, то ладонью в области сердца. «Поэты ходят пятками по лезвию ножа, и режут в кровь свои босые души». Это настроение передавалось в том, что мы видели на этой черной сцене. Из декораций – лишь одна длинная доска, она же и стол, и скамья, и крест, и колокол, и дорога в последний путь.
Та высота сцены, которая разверзлась над пятачком сцены, оказалась космической – туда улетали мощным потоком энергия, сила, зов – и возвращались новой волной, новым зарядом. Зрители сидели замерев, а когда прозвучало пронзительное стихотворение Александра Башлачева о последнем пути поэтов, многие заплакали. И все это было чудо. Чудо, которое порой случается на фестивале, в новом пространстве, при знакомстве исполнителей с новыми зрителями, когда всех охватывают одинаковые чувства. Вдруг пронзительно понимаешь, как нас объединяет многое – культура, история, боль за свою страну и за все человеческое и сердечное.
— У меня впечатление, что крымский зритель изголодался по настоящему живому искусству, и сейчас начинает впитывать жадно эти потоки неизвестного ему театра, — поделился директор Санкт-Петербургского Большого театра кукол Александр Калинин. – По реакции публики в зале я понимаю, как обострены у них ощущения, как натянуты нервы, как близко они воспринимают все происходящее на сцене. Здесь потрясающе деликатные, серьезные и благодарные зрители. И я очень признателен организаторам фестиваля, и безусловно, директору Санкт-Петербургского ТЮЗа Светлане Лаврецовой за возможность показать в Крыму эти дорогие нам работы.
Еще один спектакль-концерт «Минуты жизни», который представлял в Симферополе Большой театр кукол, был принят зрителем абсолютно восторженно. Спектакль посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Звучали песни военной и послевоенной поры, молодые актеры, которые сами не пережили тягот тех лет, удивительно тонко прочувствовали страшные и опасные моменты, которые сопровождали жизнь в тылу и на фронте. При этом сумели развеселить зрителя, исполнив песни и частушки о фрицах и о мести белорусских партизан. А во время завершающей песни зал встал и аплодировал. И очень символично звучали слова про победу. «Сомненья прочь, уходит в ночь последний, десятый наш десантный батальон… И значит, нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». Людям в Крыму сегодня явно дышится свободнее и легче, когда они стали жителями России, у них тоже сегодня есть ощущение победы.
— Думаю, мы делаем большое дело, что перекидываем сейчас мосты театральные, культурные из Петербурга и зарубежных стран, впереди на нашем фестивале спектакли из Латвии, — сказала директор Санкт-Петербургского ТЮЗа Светлана Лаврецова. — Ведь именно через искусство люди способны услышать и понять друг друга, каких бы политических взглядов они ни придерживались.
Именно поэтому смелым поступком был приезд Латвийского молодежного театра из Риги.
— Нам говорили всякое – что у нас могут быть проблемы по возвращении, зачем мы поддерживаем политику России, — рассказала нам постановщик двух приехавших из Риги спектаклей Галина Полищук. – Но мне кажется, когда мы говорим о простых человеческих вещах, о любви, о счастье, о смерти, о памяти, о детстве, о своих родителях – то разве мы что-то нарушаем? Мне кажется, мы обязаны сегодня нести со сцены то, что нас всех объединяет, а не разделяет.
На сцене Крымского театра был показан спектакль Face.Book. Postskriptum, сочиненный драматургом Наргиз Багхирзаде вместе с популярным латвийским актером Андрисом Булисом. Спектакль, в котором действует всего один герой, тем не менее густонаселен – на экране появляется фейсбучная переписка, возникают чьи-то аватары, посты, комментарии, фотографии, раздаются звонки мобильных – весь мир рядом. Спектакль полон теплоты, и юмора, и грусти, и откровения. Через своего героя Андрис Булис поведал со сцены историю о том, как человек, нырнувший в соцсети, остается там со своей памятью и любовью, даже если он уже умер.
Герой Андриса предложил вместо памятников на кладбище ставить компьютеры с аккаунтами умершего человека, и туда писали бы близкие и дорогие ему люди свои послания, свои признания в том, как они его любят и нуждаются в нем.
— Можно по-разному относиться к интернету, но я уверена, что для людей чувствующих там тоже бьет живая жизнь, она наполнена искренностью и человеческой поддержкой, — рассказывает Галина Полищук. — Прежде чем создать спектакль, мы год проводили исследования в фейсбуке, открыли несколько профилей под вымышленными никами, и переписывались со многими людьми, изучали их реакции. Так что спектакль во многом получается основанным на настоящих посланиях, комментариях, жизненных историях. Говоря об общении в фейсбуке, мы все равно говорим о человеческих проблемах, а не о чем-то фальшиво-надуманном.
Завершился фестиваль «Радужный мост» в Ялте, в театре им. Чехова спектаклем «Полет». На сцене перед полным залом зрителей предстал тот же Андрис Булис. Просто «летел» в самолете под шум двигателя, вспоминал детство, родителей, друзей, общался с публикой и со стюардессой-ангелом, невозмутимо улыбающейся при любых обстоятельствах. Кстати, роль стюардессы просто на ходу освоила директор фестиваля Анна Михайлова, доказав, что наши русские женщины могут все.
Этот диалог актера с залом был понятен всем, а самое главное, нужен многим. После спектакля к Андрису рвались поклонницы, причем вовсе не зная о том, что он очень популярный артист в Латвии и даже является по опросу журналистов секс-символом страны. Он сумел завоевать сердца зрителей, просто выйдя на полтора часа на ялтинскую сцену. Одна зрительница, прожившая много лет в Эстонии, плакала и просила актера приезжать еще. «Мы очень хотим дружить, общаться с Прибалтикой, нам нужна ваша культура», — говорила она. Андрис Булис был растроган. Он написал теплые слова в Книгу отзывов, которая ведется в ялтинском театре, сказав о том, что еще больше уверился в своем выборе профессии, почувствовав прием таких удивительно отзывчивых зрителей, которых он встретил здесь.
— У нас в Латвии публика не столь эмоциональна, и считается неприличным показывать свои слезы, здесь – по-другому, люди откровенно и непосредственно выражают свои чувства, и это очень приятно, — сказал Андрис. – Я уезжаю отсюда с самыми добрыми ощущениями, и хочу еще не раз приехать и в Крым, и конечно, в Петербург, где, мне кажется, происходит очень много интересного в театральной жизни.
Фестиваль «Радужный мост» завершился. Но… все только начинается.
Прямая речь:
Светлана Лаврецова, директор Санкт-Петербургского Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева:
— Фестиваль «Радужный мост» превзошел все ожидания, никто и предположить не мог, что сегодня крымской публике ТАК нужен был глоток свежего театрального воздуха, так нужны новые формы искусства, которые мы показали здесь. Театр должен быть в движении, иначе он умирает. Я очень надеюсь, что мы своим фестивалем оживили театральную жизнь Крыма.
Александр Щурик, полномочный представитель Крыма в Санкт-Петербурге:
— Крым на протяжении двух десятков лет был оторван от фестивального театрального движения, от важных процессов, которые происходили на ведущих европейский и российских сценах. Сейчас мост перекинут, отзвук получился очень сильным. Думаю, обмен искусством будет взаимным, и крымчанам надо подумать над тем, что интересного они в свою очередь смогут показать в Санкт-Петербурге.
Сергей Марков, заместитель председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга:
— Всяческого рода мосты, в том числе и культурные, между Петербургом и Симферополем и вообще Крымом только начинаются, в ближайшее время намечены приезды еще нескольких петербургских театров из Северной столицы. Петербуржцам также будет интересно увидеть работы и крымских коллективов, возможен обмен театральными школами Петербурга и Симферополя.
Председатель правления Крымского регионального отделения СТД РФ, Директор театра им. Чехова Николай Рудник?
— Вступив в авторитетнейшую организацию – Союз театральных деятелей Россими, я верю, что «мосты» станут постоянной формой нашей работы. И в дальнейшем нас будет связывать не только Керченский мост, который мы строим, но и многие другие замечательные культурологические мосты, которые нужны нам в той же степени, как и мост через Керченский пролив.
Елена Добрякова
Фото автора
Свежие комментарии