Платная рыбалка

Спектакль «Донка Послание Чехову»

  • Дата:

  • Просмотров: 32

18  июня на большой сцене Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл» состоялся показ спектакля Даниэле Финци Паска «Донка. Послание Чехову». Показ прошел в рамках Театральной Олимпиады 2019 - одного из ключевых событий Года театра в России. 

Организаторы: Компания Финци Паска (Лугано, Швейцария) и Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова (Москва, Россия) при участии Театра «Види-Лозанн» (Лугано, Швейцария). В Санкт-Петербурге спектакль лично представил его создатель -  известный режиссер, драматург, хореограф и клоун Даниэле Финци Паска.

Этим шоу, полным волшебных картин, хрупкого равновесия, акробатов и жонглеров, цирковая магия отдает дань уважения Чехову.

Спектакль начал свою жизнь в январе 2010 года, по случаю 150-летнего юбилея со дня рождения Антона Чехова, став частью специальной программы Международного Театрального Фестиваля им. А. П. Чехова. Даниэле Финци Паска окунулся в жизнь писателя через его произведения и дневники, расшифровывая его записки и давая цвет и форму всему тому, о чем сам Чехов загадочно умолчал.  Донка — это удочка с колокольчиком, звенящим, когда рыба клюет. Чехов был заядлым рыболовом, и рыбная ловля для него была чем-то вроде медитации. Режиссер, всегда находящийся в поисках «состояния легкости» в своих постановках, был очарован этим образом, и забрасывает свою удочку в озеро цирковой фантазии, рождая визуальную поэзию из висящих в пространстве предметов и тел.

Интернациональная труппа, состоящая из актеров, клоунов-декадентов, музыкантов, танцоров и акробатов, заполнила сцену под музыку Марии Бонзаниго, расстилающуюся ярким ковром и напоминающую о далекой России. Под звуки аккордеона, вальсов, старинных романсов и традиционных хоров перед зрителями прошёл целый парад чеховских персонажей: врачи, вечные студенты, мечтатели, холостяки, юные девушки, проводящие свою жизнь в трауре. Сценки из утраченного мира сменяли друг друга под птичьи трели, шум ветра в кронах деревьев, китайские тени и разнообразие цветов, непрерывно подхлестывая изумление публики.

На показе спектакля «Донка. Послание Чехову» присутствовали Народный артист России Сергей Мигицко, начальник Отдела исполнительских искусств и развития сферы культуры Комитета по культуре Санкт-Петербурга Татьяна Орлова, заместитель начальника управления - начальник сектора по взаимодействию с органами государственной власти управления организационного обеспечения Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Марина Шапошникова, журналист, обозреватель ИТАР-ТАСС по вопросам культуры, заслуженный работник культуры России Олег Сердобольский и другие значимые персоны. Почетных гостей приветствовала директор Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл» Юлия Стрижак.

Фото: Пресс-служба Театральной Олимпиады 2019/ Интерпресс

 

Источник: http://www.musichallspb.ru/news/19-06-2019-donka-poslanie-chehovu-v-ramkah-teatralnoy-olimpiady-2019

Этого события заядлые театралы ждали девять лет. На московскую сцену в рамках Чеховского фестиваля вернулся спектакль «Донка», поставленный прославленным режиссером Даниэле Финци Паской. Это такая яркая история о творчестве Антона Павловича Чехова. И режиссер говорит, он и артисты попытались понять русскую душу и самим стать русскими. И это настолько удалось, что зал стоя встречал финальные выходы артистов.

«Донка» – это спектакль-сновидение. Невесомый и бесконечно нежный. Его играли больше 400 раз на пяти континентах, и вот, спустя девять лет он вернулся на московскую сцену.

Из аэропорта сразу на репетицию. Здесь в театре имени Моссовета режиссер Даниэле Финци Паска и показал впервые свое послание Чехову: «Я помню, был январь, 150 лет со дня рождения Антона Павловича, очень холодный день. И я безумно волновался».

Он боялся быть непонятным, но своей искренностью растопил сердце публики. Финци Паска путешествовал по местам Чехова. Родной дом в Таганроге, дача в Гурзуфе. Даниэле прятался под столом писателя, чтобы представить мир, который Чехов видел, когда был еще ребенком.

Вечные студенты и доктора, шаткая жизнь трех сестер, и потому они на трапеции. Это язык цирка и акробатики, искренний, смешной, грустный.

«Нас глубоко затронуло это чеховское чувство того, что мир рушится при видимой стабильности. Он необычайно хрупкий, трудно удержать равновесие, ты все время на льду, все время скользишь, балансируешь, падаешь, и что-то бьется», – рассказывает актриса Беатрис Сайад.

Само слово «донка» – это удочка с колокольчиком для подледной рыбалки. Для Чехова рыбалка как медитация. И спектакль такой же – лед и цветы – это воспоминания. Сцены перетекают одна в другую как мысли, как мечты. И щемящее чувство распада – главное в этой постановке.

Магия спектакля «Донка» зарождается здесь: в морозильных камерах за сутки до спектакля создается реквизит. Он изо льда. Тут множество форм, есть даже ботинки на ледяной подошве.

Дэвид Менес жонглирует шарами из чистого льда. Каждый день он сам готовит формы, заливает их водой и замораживает. Еще одна метафора. Что-то прекрасное – всегда такое хрупкое.

«Мы столько раз играли эту русскую историю, столько путешествовали по России, что, мне кажется, мы приблизились к пониманию русской души, к пониманию Чехова», – признается актер Дэвид Менес.

«Когда я училась у себя в Бразилии, моим дипломным спектаклем был "Три сестры", я играла Ирину. А сейчас позвонила мама, и она кричит мне словами Чехова: "В Москву, в Москву! У тебя получилось, ты снова играешь Чехова, но теперь у него на родине"», – говорит актриса Мелисса Витторе. 

Репетиции этой труппы ни на что не похожи. Кажется, они просто веселятся, шутят и поют. Многие из них вместе уже больше 30 лет, и перед каждым спектаклем – маленький ритуал. «Бросай – я поймаю» – упражнение на доверие, а потом все обнимаются, они не коллеги – семья.

«Кроме спектакля "Донка" за эти годы мы создали церемонии для Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи, работали с Мариинским театром. Здесь я чувствую себя как дома, мне очень близка Россия и, конечно, Чехов. Но он все равно остается непостижимым», – признается режиссер Даниэле Финци Паска.

Москве спектакль «Донка» будет идти до пятницы, а потом труппа Даниэле Финци Паски вновь отправляется в путешествии по России. В июне постановку покажут в Санкт-Петербурге и Ярославле. 

Источник: https://www.1tv.ru/news/2019-05-27/365873-na_moskovskuyu_stsenu_v_ramkah_chehovskogo_festivalya_vernulsya_spektakl_donka

Спустя девять лет в Москву вернулся уникальный спектакль «Донка. Посвящение Чехову» в постановке режиссёра Даниэле Финци Паска. Спектакль был поставлен в 2010 году и посвящен 150-летнему юбилею Антона Павловича Чехова. Идея принадлежала генеральному директору Чеховского фестиваля Валерию Шадрину. «Донка» — это копродукция Компании Финци Паска (Лугано, Швейцария) и Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова, при участии Театра «Види-Лозанн».

Объездив после премьеры многие страны, спектакль «Донка» был возобновлен и снова вернулась на московскую сцену в новой редакции. А Даниэле Финци Паска, ещё до «Донки» полюбившийся зрителям, благодаря постановкам «Дождь» и «Туман» «Цирка Элуаз», успел за эти девять лет настолько стать своим в России, что поработал с Мариинским театром и БДТ в Санкт-Петербурге, а также выступил постановщиком Церемоний открытия и закрытия Олимпиады и Паралимпиады в Сочи.

На этот раз в зрительном зале собрались и те, кто не видел «Донку», и те, кому захотелось повторить просмотр. Спектакль начинается с выхода на сцену женщины и мужчины, которые в комично-лиричной манере рассказывают зрителю историю о том месте, где родился режиссёр, о том, каким был город Лозанна 158 лет назад, и о том, что, если очень захотеть, через цифры, факты, театр и людскую природу можно объяснить, что у режиссера магического действа под названием «Донка» Даниэле Финци Паска и русского писателя Антона Павловича Чехова есть энергетическая связь.

Ставя спектакль, Даниэле Финци Паска совместно со своим постоянным соавтором и автором музыки Марией Бонзаниго окунулся в жизнь писателя Чехова через его произведения и дневники, расшифровывая его записки и давая цвет и форму всему тому, о чем сам Чехов загадочно умолчал. Узнав, что Чехов был заядлым рыболовом, у режиссёра и возник образ донки — удочки с колокольчиком, звенящим, когда рыба клюёт. И в спектакле режиссёр выступил в роли этакого рыболова, вылавливающего своей удочкой факты, мифы, надежды Чехова и его героев. А помогает осуществить на сцене режиссёрские задумки интернациональная труппа, состоящая из актёров, клоунов-декадентов, музыкантов, танцоров, акробатов и мимов. Под звуки аккордеона, вальсов, старинных романсов и традиционных хоров перед нами проходит целый парад чеховских персонажей: врачи, вечные студенты, мечтатели, холостяки, юные девушки, проводящие свою жизнь в трауре. Прекрасная музыка Марии Бонзаго и звуки природы рождают образы: вот три сестры, как три весенние птички щебечут на качелях, мечтая о счастье и рискуя упасть вниз, но в последний момент цепляясь то рукой, то ногой; вот застрелился Константин Треплев, но застрелился так, что зритель наблюдает эту сцену со счастливой улыбкой на лице; а вот и сам Чехов, пытающийся догнать на коньках Лику или принимающий у себя пациента. Кровь здесь — это яркие ленты и красные лепестки, а смерть — это вера в то, что душа вечна.

Чехов был врачом и человеком театра, врачевал тела и души, Даниэль Финци Паска тоже врачует души посредством театра. Цирк, театр, танцы, воздушный балет, театр теней смешивается с образами Чехова и жизнью самого Чехова, истории переплетаются и соприкасаются. Артисты с лёгкостью, нежностью и озорством увлекают зрителя в свой мир снов, метафор и юмора. Герои постановки ищут то самое счастье, которые искали герои Чехова, но, увы, счастье, как ледяная люстра, повисающая над сценой, разбивается на мелкие осколки. К концу постановки у улыбающегося зрителя всё-таки потечет слеза — на железной кровати, которая со своим пациентом только что участвовала в вальсе жизни, вдруг умрет больной чахоткой писатель…

Даниэле Финци Паска о себе и о спектакле: «Я – собиратель мгновений, маленьких деталей, маленьких подробностей. Мой театр – это театр образов, которые наслаиваются друг на друга и не всегда выстраиваются в прямую линию, чтобы следовать по очереди, один за другим. Они все время что-то напоминают, на что-то намекают, а мы делаем вид, что верим, что именно так оно и было на самом деле. Я люблю тишину, паузы, моменты ожидания. Я решил открыть для себя Чехова в таком же ключе, стараясь найти разные маленькие подробности и детали, как в его жизни, так и на страницах его работ».

Акробаты на качелях, на лентах, на кольцах, гимнасты, завязывающиеся в узлы, жонглеры разбивающие о сцену ледяные шары, клоуны, вызывающие детскую улыбку, артисты, выучившие даже несколько фраз по-русски, — это всё-то, смотря на что, даже взрослый человек становится в душе ребёнком, восхищаясь и увлекаясь миром Чехова и Финци Паска.

«Надо изображать жизнь не такой какая она есть, не такой, какая одна должна быть, а такой, какая она представляется в мечтах», – говорит Константин Треплев, герой чеховской «Чайки». Вот и Даниэль Финци Паска на сцене изобразил жизнь-мечту.

«Донка» пробудет в Москве до конца мая (сцена Театра им. Моссовета).
Затем посетит Ярославль — 9 и 10 июня спектакль примет сцена Академического театра драмы им. Федора Волкова. А 18 и 19 июня спектакль будет показан в рамках Международной театральной олимпиады 2019 на сцене Санкт-Петербургского «Мюзик-Холла».


Наталия Козлова

ФотографииСайт Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6ad5d231fe3800ae849c89/5cee337532677000aff805d7

Обычно, когда я иду в театр я жду действия. Иными словами, мне интересно то, что происходит на сцене, интересны слова героев, их поступки; в общем, привлекает сюжет. Это, так сказать, "прямое" восприятие театра. Герой влюблен - герой страдает - герой (не)добивается взаимности. Если Вам принципиально следить за сюжетом на помостках, и если Вы ценитель интриги, то это представление не для Вас.
После спектакля осталось смешанное ощущение, показалось будто бы за 2 часа успел вновь побывать на шоу Полунина, в цирке Дю Солей и пересмотрел "Сказку сказок" Норштейна. Действие на сцене сложно назвать пьесой, хотя, несомненно, каждый из актеров играет свою роль; точнее много ролей, поскольку спектакль - это чередование ярких и жухлых, холодных и светлых, смешных и грустных зарисовок. Да, в общем-то, и актеров нет, поскольку на сцене - клоуны; они, кстати, сами себя так называют. Клоуны дурачатся, куролесят, переживают, волнуются, задираются, интригуют, и зал, надо сказать, идет у них на поводу. Смесь русского, испанского, итальянского, французского английского языков путает неимоверно; иной раз ничего не понятно, но почему-то публика смеется, когда заговаривают про майонез, и замирает, когда актер рассуждает о тишине. Удивительные по изяществу и уместности фигуры на трапеции (кстати сказать, в костюмах: в юбках и туфлях), жонглирование шарами, танец на тросе или в большом обруче - примеры мастерски выполненной акробатической работы - завораживают и справедливо срывают аплодисменты. Живая музыка с элементами звукозаписи прямо во время представления (когда только что сыгранные музыкальные паттерны наслаиваются друг на друга в реальном времени) по праву странна; звучат аккордеон, гитары, дудочки, перкуссия и, конечно, голоса. Это спектакль-провокация или скорее, спектакль-фарс, поэтому он чрезвычайно контрастен; здесь много кичливости и много мастерства, много игры со светом и много монологов; всего много, поэтому спектакль наполняет пространство и время до краев. Наверное, поэтому хочется увидеть это еще раз.

Источник: https://www.afisha.ru/performance/80256/


Похожие новости

Комментарии (0)

Добавление комментария