Платная рыбалка

Фотоэкскурсия на рыболовецкий траулер в Баренцевом море (41 фото)

  • Дата:

  • Просмотров: 62

Возрождение рыболовецкой отрасли неразрывно связано с крупнейшей рыбопромысловой корпорацией Северо-Запада "ФОР". Компания строит новые суда, инвестирует немалые средства в модернизацию имеющегося флота. Такая стратегия развития позволила компании "ФОР" заявить о себе как о ведущем и надёжном поставщике на отечественном и мировом рынке.

О бурном развитии рыболовецкой отрасли в Калининградской области, о рекордах по вылову и производству написано и сказано немало. В 90-е всё это осталось в прошлом, реалиями того времени стали простои судов у пирса, массовый уход рыбаков из отрасли. Практически незаметно профессия рыбака стала ассоциироваться с бедностью, неустроенностью и отсутствием каких-либо долгосрочных перспектив.

"В советские годы, во время плановой экономики, никто не считал, сколько стоит топливо, кто оплачивает текущий и капитальный ремонт, мало кто думал об эффективности, о стратегии, о развитии компании в условиях рыночной экономики", — говорит генеральный директор группы компаний "ФОР" Владимир Серенков.

Тем не менее к середине 90-х в Калининградской области удалось сохранить костяк рыболовецкой отрасли, людей и флот. Этому способствовала помощь региональных властей, которые помогли погасить долги за топливо и стоянку, а также выделили бюджетные кредиты и посодействовали рыбакам в получении квот на вылов морских биоресурсов. Однако к тому времени оставшийся в Калининградской области рыбопромысловый флот нуждался в глубокой модернизации.

"Крупнотоннажный рыбодобывающий флот в нашей стране не обновлялся почти 30 лет. Сейчас самыми молодыми во флоте российских компаний являются суда конца 80-х — начала 90-х годов постройки. Как правило, это советские разработки, спущенные на воду на судоверфях ГДР, Испании и Украины. Но даже таких "старичков" на рынке найти сложно", — объясняет технический директор группы компаний "ФОР" Артём Сорока.

Чтобы найти подходящие суда, сотрудники компании "ФОР" за последние годы объездили полмира, однако нового флота в свободной продаже не было, купить судно практически нереально, даже если у тебя есть деньги.

"Можно было приобрести в Скандинавии десятилетнее судно, но трудно подобрать его под свои цели. Как правило, скандинавы проектировали и строили "под себя": они исторически ведут промысел недалеко от берега, рыбу берут наливом и сразу же отправляют её на берег, где давно функционирует развитая сеть рыбоперерабатывающих комбинатов. Для нас это пока недоступно, только из Калининграда судно идёт четверо суток до ближайшего района промысла, а рыбу ещё надо поймать. Поэтому нам потребовались суда с большими трюмами, мощными двигателями и мощностями для заморозки", — отмечает Артём Сорока.

"Следующая остановка — металлолом"

Конечно, такие суда были. Только в ГДР по заказу советского правительства были построены сотни океанических судов. Их эксплуатировали разные судовладельцы по всему миру, однако состояние их к середине 2010-х годов оставляло желать лучшего.

В апреле 2017 года капитану Александру Стародубцеву поставили задачу сформировать команду численностью 35 человек, отправиться в Южную Корею, принять, подготовить и перегнать в Гданьск РТМК-С типа "Моонзунд" (рыболовный траулер морозильно-консервный) "Мун Кай". На этот "Моонзунд" в компании обратили внимание ещё в 2012 году, однако под управление "ФОР" он перешёл только в 2017-м. Всё это время траулер с переменным успехом эксплуатировала компания из Китая, однако последние десять месяцев судно не вело промысла и медленно "умирало" у причальной стенки.

РТМК-С типа "Моонзунд" (рыболовный траулер морозильно-консервный) "Мун Кай" ранее эксплуатировала компания из Китая.

"Китайцы пытались на нём ловить криля в Арктике, пробовали ловить ставриду, однако экономика у них не складывалась: нет у них промыслового опыта и опыта эксплуатации таких судов. В итоге траулер оставили у причала в Южной Корее, мы его приобрели и начали "реанимировать". В противном случае его точно бы отправили на металлолом", — говорит Артём Сорока.

Состояние жилых, служебных помещений: кают, камбуза, столовых, туалетов, душевых — неприятно удивило калининградскую команду: сплошная грязь, разруха и неухоженность, признаётся Александр Стародубцев:

"Меня вообще сложно чем-то удивить, но китайцы смогли! Они ведь здесь жили и работали месяцами на промысле. В первый же день члены команды увидели полчища крыс на камбузе".

Подготовка судна к переходу, учитывая его текущее состояние, заняла рекордные восемь дней. Своими силами команда привела в порядок жилые помещения, закупила бельё и посуду, выбросила тонны старой провизии. Пришлось потрудиться с запуском главных двигателей, давно требовавших капитального ремонта: автоматика не работала, согласованность работы судовой энергетической установки пришлось осуществлять в ручном режиме. Помог опыт эксплуатации, ведь в компании "ФОР" уже были три таких судна, да и старший механик не подвёл, рассказывает Стародубцев.

Переход из южнокорейского порта Пусан на судоверфь в Гданьске занял 61 сутки. В Польше судно поставили на плановый месячный ремонт, а затем отправили на промысел, чтобы увидеть работу в "боевых условиях".

В конце лета РТМК-С "Эстер" (так назвали судно новые владельцы) встало на модернизацию на судоверфи в Гданьске. Спустя месяц началась модернизация аналогичного судна "Балтийская коса".

"Немногие решились бы вкладывать огромные деньги в модернизацию судов в таком состоянии. Но у нашей компании к этому времени уже был опыт восстановления, мы точно знали про затраты, время, где и у кого покупать оборудование, и могли спланировать ремонт", — говорит Артём Сорока.

Немецкое качество и новое оборудование

Сейчас флот группы компаний "ФОР" насчитывает десять крупнотоннажных судов длиной свыше 100 метров. Это пять БАТМ типа "Пулковский меридиан" (большой автономный траулер морозильный), три РТМК-С типа "Моонзунд" (рыболовный траулер морозильно-консервный, проект "Атлантик-488") и два БМРТ типа "Лангуст".

Ещё два РТМК-С — "Эстер" и "Балтийская коса" — с 2017 года проходят модернизацию на судоверфи в Гданьске. Океанический промысел ведут и четыре среднетоннажных судна: три траулера-сейнера морозильного типа "Орлёнок" (проект "Атлантик 333") и один рыболовный морозильный траулер типа "Орлёнок".

Палуба траулера "Эстер" сейчас представляет собой большую строительную площадку

В течение года флот компании "ФОР" вылавливает в Атлантическом океане и Баренцевом море 170–180 тысяч тонн рыбы различных пород: сельдь атлантическую, скумбрию атлантическую, путассу, мойву, треску, пикшу, морского окуня и других. В рейтинге рыбопромышленников России компания занимает шестое место и первое место в Северо-Западном федеральном округе. В её состав входят пять предприятий: "Фор-фишинг", "Рыбфлот-Фор", "Атлантрыбфлот", ЛКТ и "Морская звезда".

"Суда типа "Моонзунд" строились в ГДР с присущим немцам качеством. Да, им почти по 30 лет, но мы смотрели в первую очередь на состояние корпуса. Все корпуса в неплохом состоянии, осадочные толщины в пределах нормы. Конечно, очень важно, в каких районах эти суда вели промысел: на севере одна степень коррозии, на юге — совсем другая. Как правило, суда, которые долгое время провели на юге, модернизировать смысла нет, в них стараются не вкладывать деньги", — говорит Сорока.

За последние четыре года компания "ФОР" модернизировала три "Моонзунда": "Лиру", "Куршскую косу" и "Борис Сыромятников". Первые два эксплуатировала компания "Морская звезда". Судовладелец некоторое время вёл промысел на юге и не особо вкладывал в них средства. Однако южная коррозия не нанесла непоправимого вреда корпусам, поэтому было решено их модернизировать.

"Модернизация — это насыщение старого корпуса новым оборудованием: установка новой судовой энергетической установки (двигателей), обновление морозильной установки и рыбцеха, установка нового промвооружения и орудий контроля лова, — говорит Сорока. — Это позволяет в разы увеличить вылов и заморозку рыбы, а значит, повысить эффективность использования флота".

В советские годы флот Калининградской базы тралового флота насчитывал свыше сотни крупно- и среднетоннажных судов. Но фактически в Мировом океане промысел постоянно вели не более половины траулеров, остальные находились на плановом и межрейсовом ремонте. Эти 100 судов ежегодно вылавливали приблизительно 650 тысяч тонн рыбы, а весь флот компании "ФОР" (15 судов) — 170–180 тысяч тонн. Так что уже сейчас можно сказать, что вкладывать немалые средства в модернизацию было верным решением. Потому что производительность судов до модернизации в среднем составляла 60–80 тонн заморозки рыбы в сутки, сейчас "Лира", "Куршская коса" и "Борис Сыромятников" в среднем морозят в четыре раза больше — 250 тонн в сутки.

"Наш рыбопромысловый флот полностью выбирает объём квот на вылов морских биоресурсов, который выделяет государство. Другими словами, количество судов рассчитывается под квоты. Если бы районы промысла увеличились, стало больше квот, то и количество судов пришлось бы увеличивать. Но мы с оптимизмом смотрим в будущее и надеемся, что компания будет расти и дальше", — говорит гендиректор группы компаний "ФОР" Владимир Серенков.

Больше наловить…

Судовладелец зарабатывает, когда судно ловит и морозит рыбу. Но перед этим её нужно обнаружить. В процессе модернизации суда оснастили современными поисковыми комплексами: эхолотами и гидролокаторами. Информация с них выводится на большие цветные экраны, позволяющие оценить объёмы рыбы.

На каждом модернизированном "Моонзунде" установили новые тралы. Рыбаки признаются, что ловить рыбу стало проще, комфортнее. Новое технологическое оборудование позволяет обеспечить круговой обзор трала на всех горизонтах, видеть раскрытие трала, а датчики наполнения позволяют точно узнать, сколько рыбы зашло в "мешок".

"Тралы стали больше, увеличилась их длина и скорость траления, периметр раскрытия. В них заходит больше рыбы, соответственно, увеличивается сопротивление. И вот тут очень важна мощность двигателей: если скорость судна упадёт, трал сложится и не сможет облавливать всю площадь", — отметил Артём Сорока.

Новая энергетическая установка MaK позволила снизить расход топлива

На первых модернизированных судах, "Лире" и "Борисе Сыромятникове", установили хорошо зарекомендовавшие себя двигатели MaK, мощность которых была в два раза выше "родной" энергетической установки. На "Эстере" и "Балтийской косе" установлены уже более современные двигатели фирмы MAN.

"Двигатели MaK надёжные, проработают 20–30 лет, но сама их техническая мысль устарела, а наша компания постоянно находится в поисках нового технологического оборудования, которое позволит эффективно использовать наши суда. Поэтому мы выбрали двигатели компании MAN. Когда мы модернизировали "Лиру" и "Бориса Сыромятникова", они уже появились, но не зарекомендовали себя на рынке как надёжные, их боялись ставить на рыболовные суда. Однако норвежцы стали их активно использовать, и мы приняли принципиальное решение", — говорит Сорока.

Новые двигатели позволили снизить расход топлива. Изначально "Моонзунды" были спроектированы для работы на дорогом флотском мазуте — тяжёлом остаточном топливе, на котором ходили военные корабли, суточный расход составлял 21–23 тонны в зависимости от погодных условий. Новая современная энергетическая установка позволяет использовать топочный мазут, который на 20 процентов дешевле, и на несколько процентов снизить общий расход.

… и заморозить

"Рыбу мало обнаружить и выловить, её нужно обработать и заморозить. "Родные" морозильные аппараты на "Моонзундах" 80-х годов постройки позволяли морозить около 60 тонн рыбы в сутки, после модернизации мощность цехов увеличилась до 250 тонн", — говорит суперинтендант компании "ФОР" Евгений Лисица.

"Чтобы повысить производительность, на судах установили новые морозильные аппараты, компрессорное оборудование и транспортёры по последнему слову техники, позволяющие морозить рыбу за два часа. Автоматика сама сортирует рыбу по длине, размещает её головой в нужном направлении при помощи ориентаторов, обезглавливает, собирает в брикеты весом по десять килограммов. Затем из трёх брикетов упаковочная машина собирает коробы и складывает их в трюм. В каждом цеху есть дублирующее оборудование: любая автоматика может подвести. Тогда на время ремонтных работ все операции с заморозкой и разделкой рыбы можно проводить вручную", — отметил Евгений Лисица.

Кстати, все рыбные отходы, а также прилов — неумышленная добыча, попадающая в сети, идут на производство рыбной муки — высококачественного белкового удобрения. В обновлённом цехе её варят, высушивают и упаковывают в мешки по 40 килограммов.

При хорошем раскладе все трюмы "Моонзунда" общим объёмом до 2400 тонн заполняются мороженой рыбой за 10–11 дней. Чтобы увеличить рабочий объём, на траулере "Борис Сыромятников", который изначально проектировался как "консервщик", переоборудовали для заморозки рыбы второй трюм объёмом 600 тонн, изначально предназначенный для хранения банок.

"Опять же — это вопрос эффективности использования флота. Лишние 600 тонн — это трое суток ловли и заморозки рыбы, а значит, можно пойти на выгрузку в порт на трое суток позже. Это сокращает количество подходов к берегу, когда судно трое суток идёт в порт, не ловит и не морозит рыбу, а только тратит топливо", — объясняет Сорока.

Комфортные условия жизни и работы команды

Работа на рыболовном судне, несмотря на постоянное увеличение доли автоматизации, — это адский труд. Особенно в северных морях и в шторм, который не редкость в тех краях. Компания "ФОР" уделяет большое внимание комфорту плавсостава на своих судах. На "Лире", "Борисе Сыромятникове" и "Куршской косе" в ходе модернизации капитально отремонтировали все жилые и служебные помещения: каюты, кают-компании, туалеты, сауны. Было закуплено новое оборудование в пищеблоках, установлены новые стиральные машины. Аналогичные работы сейчас проводятся на "Эстере" и "Балтийской косе".

На судах капитально ремонтируют все жилые и служебные помещения

"На "Эстере", которым управляли китайские судовладельцы, практически не было целых унитазов и раковин, полная антисанитария! Да и на других судах жилые зоны сильно обветшали. Мебель в каютах тоже не обновлялась с момента постройки. Весь этот хлам решили выкинуть и смонтировать новые удобные койки и шкафы, поставить современную сантехнику, — отметил суперинтендант Лисица. — Также отремонтировали кают-компании, установили новые столы и кресла. После смены длительностью восемь часов у моряков есть возможность пообщаться с родными и близкими. Интернет-трафик, конечно, ограничен, но поговорить по скайпу вполне реально, а увидеть семью — бесценно!"

На правах рекламы

Источник: https://klops.ru/news/2018-07-12/177911-flot-s-kaliningradskoy-propiskoy-kompaniya-for-moderniziruet-imeyuschiesya-suda-i-stroit-novye-rybolovnye-traulery

Серия строилась на Судостроительном заводе "Океан" (СССР, г.Николаев).
Всего в 1973-1984 г.г. построено 18 судов, все для Министерства рыбного хозяйства СССР.

Тип судна: теплоход, автономный рыболовный траулер морозильный (супертраулер).
Назначение: лов рыбы донным и пелагическим тралами, переработка улова в мороженую
продукцию, выработка консервов, переработка прилова и отходов на кормовую муку,
технический и медицинский жиры, хранение и транспортировка готовой продукции.

Район плавания: неограниченный.
Класс Регистра СССР: КМ(*)Л2[1] А2 траулер-завод рефрижераторное Х(*)Р
Автономность плавания: 70 суток
Количество коечных мест: 100

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:

Валовая вместимость: 4481 — 5423 рег.т
Чистая вместимость: 1942 рег.т
Дедвейт: 3145 т

Длина: 111,30 м
Ширина: 17,30 м
Высота борта: 8,20 м
Осадка: 6,52/7,29 м

Марка ГД: дизель "6L525nPW" (ЧКД, Градец-Кралове, ЧССР)
Мощность ГД: 2 х 3500 л.с. (2 х 2570 кВт)
Скорость: 15,0 уз.

Грузовые помещения:
3 рефрижераторных трюма вместимостью 1073, 1207 и 1188 куб.м
1 сухогрузный трюм для рыбной муки вместимостью 378 куб.м
Жировые цистерны объемом 61 куб.м
Консервные кладовые вместимостью 30 куб.м

List of all types and projects  ·  All vessel's photos of this project

Table of vessels of project 1386, тип Горизонт

Yard NrBuiltWdwn.NameDatePortOwnerRemarks
5112.197425.11.1975ГоризонтMurmanskSevryba
5203.02.197628.06.2006Gepard

2003

Belize City
Адмирал ГоловкоMurmanskМурманский траловый флот / Управление мурманского тралового флота / Мурманская база военизированного тралового флота / Мурманская база военизированного флота / Управление промыслового тралового флота Севтралтреста
5330.09.19761996Александр Торцев

1992

МурманскМурманский траловый флот / Управление мурманского тралового флота / Мурманская база военизированного тралового флота / Мурманская база военизированного флота / Управление промыслового тралового флота Севтралтреста
Murmansk
5417.07.19761996Иван Сивко

1992

МурманскМурманский траловый флот / Управление мурманского тралового флота / Мурманская база военизированного тралового флота / Мурманская база военизированного флота / Управление промыслового тралового флота Севтралтреста
Murmansk
5509.08.197705.2001Петр Сгибнев

1992

МурманскМурманский траловый флот / Управление мурманского тралового флота / Мурманская база военизированного тралового флота / Мурманская база военизированного флота / Управление промыслового тралового флота Севтралтреста
Murmansk
5618.01.19782007Yaguar

2003

Belize CityOther
Маршал Якубовский

1992

МурманскМурманский траловый флот / Управление мурманского тралового флота / Мурманская база военизированного тралового флота / Мурманская база военизированного флота / Управление промыслового тралового флота Севтралтреста
Murmansk
5714.07.197803.08.1994Генерал Родимцев

1992

МурманскМурманский траловый флот / Управление мурманского тралового флота / Мурманская база военизированного тралового флота / Мурманская база военизированного флота / Управление промыслового тралового флота Севтралтреста
Murmansk
5810.11.19782007Nord Wind

09.1998

KingstownOtherBlue Water Fishing Ltd
Капитан Маклаков

1992

МурманскМурманский траловый флот / Управление мурманского тралового флота / Мурманская база военизированного тралового флота / Мурманская база военизированного флота / Управление промыслового тралового флота Севтралтреста
Murmansk
5901.02.197918.04.1995Константин Душенов

1992

МурманскМурманский траловый флот / Управление мурманского тралового флота / Мурманская база военизированного тралового флота / Мурманская база военизированного флота / Управление промыслового тралового флота Севтралтреста
Murmansk
6009.10.197909.02.2012Капитан Телов

1992

МурманскМурманский траловый флот / Управление мурманского тралового флота / Мурманская база военизированного тралового флота / Мурманская база военизированного флота / Управление промыслового тралового флота Севтралтреста
Murmansk
6125.01.198008.04.2012Bizon

2007

Belize CityOther
Green Star

2006

2003

Phnom Penh

1999

Belize City
Адмирал Колышкин

1992

МурманскМурманский траловый флот / Управление мурманского тралового флота / Мурманская база военизированного тралового флота / Мурманская база военизированного флота / Управление промыслового тралового флота Севтралтреста
Murmansk
6210.07.198012.10.2007Алексей Генералов

1992

МурманскМурманский траловый флот / Управление мурманского тралового флота / Мурманская база военизированного тралового флота / Мурманская база военизированного флота / Управление промыслового тралового флота Севтралтреста
Murmansk
6312.12.198009.12.2013Генерал РадзиевскийМурманскРобинзон
6414.08.19812006Нотлар

05.2001

ВладивостокТрансморепродукт
Notlar

01.2001

Belize City
Blue Ice

10.1999

Маршал Ерёменко

≈ 1996

МурманскМурманский траловый флот / Управление мурманского тралового флота / Мурманская база военизированного тралового флота / Мурманская база военизированного флота / Управление промыслового тралового флота Севтралтреста

1992

MurmanskМурманский траловый флот
6522.05.198228.06.2011Адмирал Падорин

1992

МурманскМурманский траловый флот / Управление мурманского тралового флота / Мурманская база военизированного тралового флота / Мурманская база военизированного флота / Управление промыслового тралового флота Севтралтреста
MurmanskИспользовался как транспортный рефрижератор.
6615.04.198309.1995Генерал Чистяков

1992

МурманскМурманский траловый флот / Управление мурманского тралового флота / Мурманская база военизированного тралового флота / Мурманская база военизированного флота / Управление промыслового тралового флота Севтралтреста
Murmansk
6706.11.198326.05.1994Генерал АндрющенкоMurmanskSevryba
6805.05.19842008Командарм Щербаков

≈ 2000

МурманскМурманский траловый флот / Управление мурманского тралового флота / Мурманская база военизированного тралового флота / Мурманская база военизированного флота / Управление промыслового тралового флота СевтралтрестаРаботал в транспортном варианте.

≈ 1997

12.1991

Murmansk

Simple view of vessel's list (lines by vessel's records)

List of all types and projects  ·  All vessel's photos of this project

Report a mistake in type's/project's description or name

Источник: https://fleetphoto.ru/projects/719/

 

Надеюсь каждый из Вас, когда-либо пробовал рыбу или ел консервы, но кто-нибудь задумывался о том, каким трудом достигается выемка этого продукта из среды ее обитания. Я постараюсь подробно рассказать об этом.


К рыболовным судам относятся лодки, катера или суда с которых осуществляется промысел рыбы, китов, тюленей или других живых ресурсов в океане, море, озере или реке. Всех их можно разделить по цели использования на несколько типов: коммерческие - промысловые суда, любительские или браконьерские.


В настоящее время насчитывается около четырех миллионов рыболовных судов коммерческого использования.


На самом деле фактическое число рыболовецких судов определить невозможно. В древности рыболовы выходили на промысел на плотах или лодках, построенных из коры деревьев или выдолбленных из бруса хвойных деревьев. Закрепленный на мачте парус, дал возможность рыбакам уходить дальше в море и вести разнообразные промыслы. Прекрасными рыбаками древности считались викинги, которые создали для этого промысла специальное судно.


На протяжении длительного периода развития, рыбная ловля превратилась в отдельную отрасль, что привело к появлению нескольких типов рыболовных судов: траулеры, плавучие базы, дрифтеры, сейнеры, тунцеловы и прочие промысловые корабли. Коммерческие рыболовные суда стали оборудоваться первыми радионавигационными приборами для определения косяков рыбы.


В последнее время рыболовецкие суда, отвечая международным стандартам, становятся все более модернизированными. Рыбную промышленность относят к отрасли связанной с высоким риском. В связи с этим на Международном морском форуме в 1959 году под руководством ООН была подписана Конвенция, определяющая допустимые стандарты проектирования и строительства рыболовных судов, а также оговариваются условия эксплуатации экипажей кораблей.

 

Большинство коммерческих рыболовных судов являются небольшими кораблями, имеющие размеры до 30 метров, но некоторые суда имеют и размеры крейсера до 150 метров, как правило, это плавучие рыбоперерабатывающие заводы или траулеры. Рыболовные суда коммерческого значения можно классифицировать по способурыбной ловли.

 

дрифтеры и лов жаберной сетью

 

дрифтеры и лов жаберной сетью

 

Дрифтер (англ. «drift» - дрейф) - рыболовное судно, предназначенное для ловли рыбы находясь в дрейфе при помощи плоских сетей высотой от 3 до 15 метров и длиной до 5000 метров, свободно плавающих после их постановки. Особенностью архитектуры таких судов является низкий борт, и свободная палуба в носовой части для механизмов выбирающих сети. Дрифтеры имеют размерения малых или среднетоннажных промысловых судов.


Коммерческая рыбная ловля проверяет на прочность даже самых опытных капитанов. Многие матросы занимаются рыбной ловлей, чтобы заработать, но эти деньги достаются тяжким многочасовым трудом. Они работают по 20 часов в день, но в мире есть места, где можно заработать десятки тысяч долларов за небольшой срок.


Умелым капитанам сезонная рыбная ловля в городке Накнек приносит более 130000 долларов США чистой прибыли. Департамент рыболовства и охоты (Departament of fish and game) регулирует время ловли и объемы улова лосося. Это делается для того, чтобы сохранить тонкое равновесие экосистемы и не уничтожить всю рыбу.


Рыбалка в Накнек отличается агрессивностью, сосредоточенная на небольшом водоеме. За нарушение капитанам грозят крупные штрафы от 15000 долларов США или даже тюрьма.


Улов осуществляется дрифтерной (жаберной) сетью. Она похожа на волейбольную сеть, только движется вместе с подводными течениями прилива. Размер ячеек дрифтерной сети позволяет поймать за жабры рыбу определенного размера. Сеть с буем на конце выбрасывается с дрифтера в воду при помощи барабана, с которого она отматывается при помощи механического привода. Другой конец находится на корме рыболовецкого судна. Жаберная сеть находится в воде определенное время, по истечении которого она втягивается на судно.

 

траулеры и траловый лов

 

рыболовный траулер с боковым тралением

 

Следующим типом рыболовных судов являются траулеры (от англ. «trawl» - трал, невод). Это самый распространенный тип промысловых судов, которые для большего улова рыбы и ее первичной обработки используют траловые сети - тралы. Траулеры, как правило, оснащены холодильными установками для заморозки и хранения рыбной продукции, а также бывают нескольких типов: рыболовный траулер с боковым тралением (МРТБ), рыболовный траулер с кормовым тралением (МРТК), большой рыболовный траулер (БРТ), большой автономный траулер (БАТ), большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ), рыболовный траулер морозильный консервный-супер (РТМКС), средний рыболовный траулер (СРТ), средний рыболовный траулер морозильный (СРТМ), сейнер-траулер морозильный (СТМ), рыболовный краболов-траулер (РКТ) и рыболовный траулер морозильный (РТМ).

 

траловый лов

 

траулер-тунцелов


Траулеры оборудованы траловыми лебедками, на барабанах которых укладывается до 4000 метров троса - ваера, что позволяет вести вылов рыбы на глубинах до 2 км. Трал поднимается на борт рыболовного судна через слип. Технологическое оборудование траулера состоит из комплекса машин и механизированных линий для разделки, мойки рыбы, иногда консервирования, а также для выработки рыбной муки и жира из отходов. Большинство современных траулеров оснащено рыбопоисковой аппаратурой и приборами контроля параметров трала, которые позволяют управлять его движением в воде и наведением на скопления рыбы.

 

ярусники и лов ярусом

 

лов ярусом

 

Ярусный лов это способ промышленного рыболовства объектов водного промысла (трески, тунца, палтуса, сайды), при котором используется крючковая снасть с наживкой, прикреплённая к длинному тросу - «ярусу». Рыболовные суда, использующие этот способ рыбной ловли получили название ярусники.


В штате Аляска в 120 км от побережья лежит континентальный шельф, в районе которого обитают самые большие популяции тихоокеанского палтуса и черной трески. За один пятидневный рейс команда рыболовного судна может заработать около 200000 долларов. За год рыболовецкие суда совершают около двенадцати рейсов к шельфу.


Пока рыболовецкое судно следует в точку, команда надевает наживку на 4500 крючков, прикрепленных к тросу длиной до 5 км, которые составляют большую снасть. Для исследования морского дна капитан использует эхолот и электронные карты. Для каждой рыбы существуют собственные особенности обитания. Палтус любит мелководье с каменистым дном, а треска предпочитает глубину и более мутную воду.


Снасти опускают на самое дно, где кормятся рыбы, при помощи якорей. Для развертывания яруса рыбаки сначала выбрасывают сигнальные буи, чтобы рыболовное судно могло его найти, когда вернется за уловом. Затем выбрасывается первый из двух якорей, благодаря которым снасти удерживаются на одном месте на морском дне. После этого рыбаки натягивают ярус, выбрасывая километры тросов с 5 см крючками за борт. Затем натягивается снасть, и выбрасывается второй якорь и еще сигнальные буи. Как правило, таким способом, выставляются еще две снасти.


На более модернизированных рыболовецких судах используются усовершенствованные способы ловли рыбы. На этих ярусниках во время установки снастей используется автоматическая система насаживания на крючки наживки со скоростью четыре в секунду. Через специальное устройство пропускается ярус, а команда параллельно подает в желоб рыбу-наживку. В результате на выходе появляется трос с крючками и насаженной наживкой. После того как «рыбное» место найдено наступает автоматический процесс постановки ярусов. Километры снастей с наживкой выпускаются с кормы рыболовецкого судна.


Через определенный период времени рыболовные суда вытаскивают свой первый улов. Один конец яруса крепится к гидравлической системе шкивов. Дополнительно для нормального подъема снастей в кормой части имеется пульт управления судном. Первая поднятая рыба отправляется на поддон, где специальное устройство снимает рыбу с крючка и сбрасывает в контейнер со льдом. Механизм втягивает снасти и новые и новые рыбины падают в контейнер. Хороший улов зависит от количества заброшенных снастей. С появлением первой рыбы на борту рыболовное судно без оборудования для обработки рыбы обязано попасть в порт не позже 5 суток.


На рыболовецком судне с автоматическими снастями выловленная рыба сразу обрабатывается. Один оператор управляет лебедкой, второй - обрабатывает рыбу, выпотрошив внутренности. После чего ее промывают водой и сортируют по виду и размеру. Затем рыбу полностью замораживают на небольших поддонах через 7 часов после поимки. Когда морозильные камеры заполнены, команда современного рыболовного судна переходит к упаковке улова. Замерзшую рыбу кладут в емкость с водой разбавленную небольшим количеством хлора, где она покрывается коркой, что в свою очередь защищает ее от обморожения. Затем рыбу кладут в упаковки, откуда она снова отправляется в морозильную камеру, где температура составляет минус 15 градусов по Цельсию.

 

сейнеры и кошельковый способ

 

сейнер

 

Сейнер (от англ. «seine» - кошельковый невод) - это рыболовецкое судно, ведущее промысловый лов рыбы при помощи кошелькового невода, поднимаемого грузовой стрелой.Каждую весну несколько лучших рыболовов съезжаются в живописный город Sitka на Аляске. Цель у всех одна - наловить как можно больше сельди. Но ловля рыбы в этом районе обходится недешево - разрешение стоит около 300000 долларов. Это быстрая, дорогая и опасная рыбалка. Короткий период рыбной ловли решает порой целые судьбы. За 30 минут лова одно рыболовное судно может заработать около 200000 долларов.


Департамент рыбалки и охоты назначает определенные участки и отрезки времени, где можно выполнять улов сельди. Воздушная разведка дает представление о том, как будет распространяться сельдь в проливе. Ценность сельди определяется не тушей, а икрой и молокой. Чем более зрелая икра, тем выше качество продукта.


Сейнер это обычно однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части. На корме имеются рабочее пространство для хранения и обработки невода и поворотная площадка, откуда он выметывается при облове. Кроме того, сейнер буксирует за собой вспомогательную моторную лодку. По радиостанции департамент объявляет об открытии сезона и промысел начинается.

 

кошельковый способ


Во время лова рыболовные суда находят большие стаи сельди при помощи эхолокатора. После обнаружения стаи вспомогательная моторная лодка с прикрепленным к ней концом невода удаляется от кормы рыболовецкого судна и окружает рыбу. Нижняя часть невода устроена так, что может стягиваться и превращаться в ловушку для рыбы. Пойманная рыба скапливается в сравнительно небольшой донной части невода. Затем судовая команда, воспользовавшись устройствами для выборки и укладки невода, сматывает и утрамбовывает его, поднимая рыбу на борт при помощи подъемного устройства - крана. Когда сеть затянута трепещущий улов насосом выкачивается на борт плавучей базы - судно с большей вместимостью.

 

улов кошельковым неводом

 

перегрузка рыбы с сейнера на плавучую базу

 

Иногда один улов может достигать до 900 тонн. На таком улове одно рыболовное судно может заработать свыше 1 миллиона долларов.

 

плавучие рыбоперерабатывающие заводы, плавучие базы и транспортные суда

 

плавучая база

 

Улов выгружается на рыбоперерабатывающие суда - самый многочисленный рыболовецкий флот, работающий на больших расстояниях от берега, и имеющие на борту средства для хранения и переработки рыбы. На современном плавучем заводе выполняются все процессы переработки добытых морепродуктов, включая чистку, разделку, замораживание, брикетирование, расфасовку, упаковку, консервирование, извлечение рыбьего жира, изготовление пищевых продуктов. Полная грузоподъемность таких судов составляет от 2000 до 3000 тонн, численность экипажа доходит до 90 человек.


В условиях длительного пребывания в районах промысла, отдаленных от портов приписки рыбодобывающих судов, они и их команды обслуживаются специально предназначенными для этих целей плавучими базами. На таких плавбазах располагаются административные органы флота, средства связи с землей, госпитали и дома отдыха.


Перевозку в рыбной промышленности выполняют суда-рефрижераторы. Она включает доставку промысловой рыбы и пищевых продуктов в центры обработки или консервные заводы.

 

переработка рыбы

 

В порту рыбоперерабатывающие компании еще раз сортируют рыбу и взвешивают. После чего рыба с помощью конвейеров отправляется в цеха, где замораживается. Затем в таком виде рыба помещается в ящики средним весом 600 кг и направляется в рефрижераторные контейнеры. После чего грузовики компаний рыбной промышленности следуют в терминалы, откуда груз может быть доставлен к пунктам назначения по всему миру на больших кораблях - контейнеровозах.

 

гарпунные или китобойные суда


Гарпунные суда используются для охоты на китов. Гарпун - это метательное орудие, к заднему концу штока которого прикреплен канат; наконечник гарпуна либо зазубрен, либо имеет поворотные лапы, благодаря чему и удерживается в теле кита или рыбы. Часто действуют не поодиночке, а в составе китобойных флотилий, при этом сами гарпунные суда небольшие, а добытые ими киты перерабатываются на борту плавучих баз (промысловых судов). Сейчас китобойный промыселЗАПРЕЩЕН законами большинства стран, только Норвегия, Исландия и Япония до сих пор ведут китобойный промысел.

 

драги

 

японский драгер

 

Заборная часть драги представляет собой последовательность металлических скребков, за каждым из которых находится проволочный черпак для сбора сгребаемых с морского дна устриц и морских гребешков. Основным узлом заборной части гидравлической драги для сбора моллюсков являются салазки с ножом спереди и цепным черпаком сзади; водометные сопла, расположенные перед ножом, облегчают съем моллюсков.

 

Рыболовные промыслы могут быть прибыльной индустрией, но для тех, кто выбрал этот путь, должен уметь идти на жертвы, ведь рыбаков, впрочем, как и всех моряков объединяет тоска по дому и семье.

 

English (auto-detected) » Russian

 

Источник: http://korabley.net/news/rybolovnye_suda/2010-07-28-612

Океанский и морской рыбопромышленный флот

Добывающие суда – тралботы, сейнеры

Окончилась Великая Отечественная война. Около трети рыболовных судов погибло. Рыбная промышленность страны была сильно ослаблена.

Восстановление рыбопромыслового флота приходилось начинать с ремонта и строительства прежде всего малых и среднетонажных добывающих судов: тралботов, мотоневодников, логгеров, сейнеров. Одновременно с этим проектировались новые, более совершенные траулеры, рыбообрабатывающие и транспортные суда. Строительство велось по строгим государственным стандартам, выработанным в результате предшествующей работы по типизации флота и опыта эксплуатации.

Сейнеры – один из более многочисленных отрядов добывающих судов. Они широко используются, как для добычи рыбы в прибрежных водах, так и для промысла в открытом море. Их назначение – лов рыбы кошельковым неводом, тралом (с борта), дрифтерными сетями, а также транспортировка улова, охлажденного льдосолевой смесью. Оснащенные рыбонасосами, сейнеры применяются также и для лова рыбы на электросвет.

Добывающие суда – сейнеры

По размерам, технической характеристике и району плавания сейнеры делятся на три основные группы: малые – водоизмещением 44-85т и мощностью двигателя 80-150л.с., средние – водоизмещением 100-160т и мощностью двигателя 150-225л.с., и большие – водоизмещением 160-260т и мощностью двигателя 300л.с.

Сейнеры составляют значительную часть колхозного промыслового флота.

Наша судостроительная промышленность создает новые типы сейнеров, оснащенных современной радио- и поисковой аппаратурой, отличающихся высокой степенью механизации промысловых процессов и приспособленных для работы различными орудиями лова – кошельковым неводом, тралом, ярусом, бортовой ловушкой.

Добывающие суда – малые и средние рыболовные траулеры

В целях ускоренного развития морского и океанического рыболовства, в 1949г. было начато серийное строительство рыболовных траулеров, предназначенных для добычи рыбы с помощью дрифтерных сетей и ралом (с борта), обработки, посола и транспортировки улова. Водоизмещение СРТ – 440-470 тонн, мощность главного двигателя 300-400л.с. К 1960г. советский рыбопромышленный флот насчитывал сотни таких судов.

Совместная работа средних траулеров с плавучими базами позволила резко увеличить добычу рыбы в отдаленных промысловых районах.

С 1964г. флот рыбной промышленности стал пополняться судами нового типа – малыми рефрижераторными рыболовными траулерами. Водоизмещение МРТР типа «Карелия» - 300т, мощность главного двигателя – 300л.с. Оборудование траулеров установками для охлаждения улова позволило использовать их для автономного лова рыбы в значительном удалении от берега.

Добывающие суда – средние рефрижераторные и морозильные рыболовные траулеры

Для повышения качества рыбной продукции, вырабатываемой на промыслах, в 1956г. у нас были созданы средние рыболовные траулеры с рефрижерацией трюмов – СРТР типов «Бологое» и «Океан». Это позволило изготовлять на таких траулерах высококачественную малосольную рыбу, а также увеличить сроки хранения в трюмах свежей рыбы. Водоизмещение судов – 540-740т, мощность главного двигателя – 400-540л.с.

В 1961г. с целью дальнейшего совершенствования этого типа судов началось строительство средних рыболовных морозильных траулеров типа «Маяк» водоизмещением 900т и мощностью главного двигателя 800л.с. Оборудование траулеров морозильными установками производительностью 6т в сутки дало возможность осуществлять на них не только охлаждение, но и заморозку рыбы. Траулер имеет также консервное отделение.

Добывающие суда – большие морозильные рыболовные траулеры типов: «Маяковский», «Пушкин», «Лесков»

Освоение отдаленных промысловых районов с целью увеличения добычи рыбы, повышение качества ее обработки, необходимость длительного хранения готовой продукции на промысле и при транспортировке потребовали создания судов нового типа – больших морозильных рыболовных траулеров.

В Советском Союзе и по нашим заказам за границей впервые в мире начато серийное строительство судов этого типа. В 1955г. они стали поступать на флот. Водоизмещение БМРТ – порядка 3700т, мощность главного двигателя – 1900-2400л.с.

Высокие мореходные качества, совершенная рыбопоисковая аппаратура, большая автономность плавания, кормовая схема траления, хорошие условия обитаемости позволяют БМРТ вести успешный промысел в любой части мирового океана в течение 2-3 месяцев и добывать до 100 тыс. ц рыбы в год.

Применение высокопроизводительных рыбообрабатывающих машин, мощных морозильных и рефрижераторных установок, дали возможность изготовлять непосредственно на траулере самые разнообразные виды готовой продукции: свежемороженую рыбу, консервы (60 наименований), рыбий жир, рыбную муку и хранить их до прихода в порт.

Большие морозильные рыболовные траулеры – основа флота рыбное промышленности СССР.

Добывающие суда – на большом морозильном траулере

Современное рыбопромысловое судно весьма сложно по своему устройству. Эффективное использование всего комплекса судовой техники, современного промыслового и технологического оборудования требует слаженной организации, высокого уровня морской и специальной технической подготовки всего экипажа.

На судне работают люди различных специальностей: судоводители, в совершенстве владеющие навигационной и рыбопоисковой аппаратурой, механики, управляющие сложными энергетическими установками, промысловики и технологи, освоившие новые орудия лова, механизмы и устройства для обработки рыбы.

Люди нашего рыбопромышленного флота – высококвалифицированные специалисты. В основном это молодежь, нашедшая призвание в романтическом, сложном и почетном труде рыбака. Из 680000 человек, работающих в рыбном хозяйстве страны – 70000 имеют высшее и специальное образование.

Добывающие суда – рыболовные морозильные траулеры, траулеры – производственные рефрижераторы

Специально для промысла в экваториальных районах, в 1962г. были созданы рыболовные морозильные траулеры типа «Тропик», приспособленные для лова тралом (с кормы) донных и пелагических рыб. Водоизмещение РТМ – 3300т, мощность главного двигателя – 1300л.с.

Температура морозильных трюмов на этих траулерах минус 27оС. Применение дизель-редукторной установки позволило эффективнее использовать мощность главного двигателя, активный руль улучшил маневренность судна. На РТМ установлены аппараты для кондиционирования воздуха.

В 1966г. был построен новый вариант РТМ – типа «Атлантик». Водоизмещение его – 3200т, мощность главного двигателя – 2320л.с. На траулере создана единая навигационно-промысловая рубка, все процессы обработки рыбы механизированы, производительность морозильной установки увеличена до 45 т в сутки.

Траулеры – производительные рефрижераторы типа «Грумант» и «Рембрант» предназначаются для работы на отдаленных промыслах с особо тяжелыми метеорологическими условиями. Они первые вышли на лов в 1964г. Водоизмещение ТПР – около 5600т, мощность главного двигателя 3100л.с. Производительность морозильной установки – 50т в сутки.

Траулеры – производственные рефрижераторы – универсальные суда. В зависимости от промысловых потребностей они могут использоваться для добычи рыбы тралом (с кормы), приема рыбы от других судов, а также обработки и транспортировки.

Добывающие суда – большие консервные рыболовные траулеры

В 1966г. отечественный рыбопромысловый флот стал пополняться судами нового типа – большими консервными траулерами типа «Наталия Ковшова». Водоизмещение такого траулера – около 10000т. Мощность энергетической установки – 7500 л.с., автономность плавания 120 суток.

Эти самые большие в мире рыболовные траулеры не имеют себе равных по промысловому и технологическому оборудованию. БКРТ – настоящий плавучий завод. За сутки он может производить до 100 тыс. банок высококачественных консервов из свежей рыбы, 20т мороженной рыбы и 4 т рыбной муки. Все производственные процессы на судне максимально механизированы.

Добывающие суда – тунцеловные базы и тунцеловы

Промысел тунца – этой ценной рыбы, обладающей хорошими пищевыми и вкусовыми качествами – является одним из перспективных видов морского рыболовства. Он ведется специальными тунцеловными базами с тунцеловными ботами, и наряду с этим, - самостоятельно тунцеловами.

Тунцеловные базы впервые появились во флоте рыбной промышленности в 1964г. Они обладают высокими мореходными качествами и большой автономностью. Водоизмещение базы – 7200т, мощность главного двигателя – 3500 л.с. База несет на борту 6 ботов. В районе промысла боты спускаются на воду и ведут лов ярусом. Добыча сдается на базу.

Современное технологическое оборудование тунцеловной базы позволяет вырабатывать из свежей рыбы за сутки 90 тыс. банок высококачественных консервов. Кроме того, база выпускает мороженную рыбу, рыбий жир, рыбную муку.

Рыбное хозяйство СССР за 50 лет советской власти.

Части: 12345678910111213141516

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c233122aa910500a9247847/5c5406d5b26eca00ae970e84


Похожие новости

Комментарии (0)

Добавление комментария