Старая Рига — это часть города, архитектура которой сохранилась в великолепном состоянии до наших дней. Она находится на правом берегу Даугавы, где сравнительно компактно, на территории всего в 40 гектаров находятся выдающиеся строения, настоящие памятники зодчества, собранные временем в разных эпохах.
Облик города создавался столетиями, и каждая историческая эпоха не прошла незамеченной, внеся свой чёткий отпечаток, читаемый в особых типах зданий, декоративных и архитектурных форм. Совокупность наиболее характерных черт, отличающих то или иное строение, обозначают словом «стиль». Любуясь старинными зданиями Риги, мы встречаем различные стили — начиная от романского, готического, продолжая маньеризмом, барокко и завершая классицизмомо.
В Западной Европе в ранний период её средневековья, с X по XII века господствовал стиль названный учеными XIX столетия романским потому, что он впервые возник в архитектуре народов, говорящих на романских языках — французском, итальянском, испанском. Для этого направления присущи суровые и массивные формы, полуциркульные арки и схожие с ними оконные проемы. На территории Латвии этот стиль начал распространяться в конце XII и первой половине XIII веков.
Название «готика» возникло и прижилось в эпоху Возрождения. На первых порах этим словом, с оттенком пренебрежения, обозначали все предшествовавшее этой эпохе средневековое искусство. В наше время готикой называется искусство феодальной Западной Европы XII—XV веков. На территории Латвии этот стиль появился в первой половине XIII века и сохранил свое влияние вплоть до XVIII столетия. Готические здания имеют менее мощные стены, чем таковые в романском стиле; полуциркульные арки заменяются стрельчатыми; оконные проемы становятся выше и шире и получают стрельчатые завершения. Это придает архитектурным формам чёткое ощущение стройности, создает впечатление устремленности ввысь.
Характерной чертой готики, узнаваемым качеством готического стиля стали своды зданий построенные, как правило, каркасным методом, то есть выложенные на «ребрах», образующих определенный узор. О его характере дают представление такие названия, как «звездчатый свод», «веерный свод», «сетчатый свод» и т. д.
XV—XVI века — стали периодом расцвета культуры Ренессанса в странах Центральной и Западной Европы. Однако идеи Возрождения не получили на территории Латвии широкого распространения.
В 20-е годы XVI столетия в Ливонии (государство занимавшее территории современных Эстонии и Латвии) начинает развертываться движение реформации (антифеодальное общественное движение, направленное против идеологической опоры феодализма — католической церкви. Реформация возникла в первой половине XVI столетия и охватило Германию, Швейцарию, Нидерланды и другие страны Европы включая Ливонию), в котором наряду с классовыми противоречиями нашли выражение также противоречия национальные. К середине XVI века Ливония стала объектом усилившейся борьбы соседних держав за господство на Балтийском море. В результате Ливонской войны (1558—1583 гг.) Латвия попадает под власть Речи Посполитой. Начавшаяся потом католическая контрреформация не позволила создать прочной ренессансной базы, ибо едва наметившиеся в культурной жизни Латвии черты эпохи Возрождения переросли в маньеризм, или стиль контрреформации. Поэтому на территории Латвии почти нет памятников архитектуры Ренессанса в чистом виде.
Название «маньеризм» произошло от слова «манера». Этот стиль явился отражением кризиса культуры Возрождения. В период контрреформации архитектура и изобразительное искусство Латвии утратили свое стилистическое единство. В архитектуре наиболее характерным явлением становится сочетание готических и некоторых ренессансных форм, в сущности уже утративших свою классическую конструктивную ясность и сохранивших лишь декоративные черты, следствием чего является резкий контраст между суровыми, гладкими готическими стенами зданий и пышным декором.
«Барокко» в переводе означает «вычурный», «необычный». Для этого направления, возникшего в европейском искусстве в XVI—XVII веках, характерны пышные формы с богатыми, прихотливыми украшениями.
Расцвет стиля барокко в Латвии в середине XVIII столетия связан с именем выдающегося русского придворного зодчего В. В. Растрелли, построившего дворцы в Рундале (1736—1740 гг.) и Митаве (ныне Елгава, 1738—1740 гг.). Первоначальный этап развития латвийского барокко (конец XVII века) связан с Ригой, главным образом — с деятельностью строительного мастера Р. Бинденшу.
Классицизм существовал в конце XVIII и начале XIX столетий. В его названии отразилось стремление зодчих того времени возродить строгие, классические формы античной, в особенности римской, архитектуры. В Латвии классицизм начал распространяться в конце XVIII и начале XIX веков.
Старые здания Риги были спроектированы иноземными архитекторами. Построены же они латышскими мастерами — каменщиками и плотниками, привносившими в это строительство многое из своего опыта. Постоянно участвуя в сооружении каменных зданий, латышские умельцы становились в какой-то мере соавторами их архитектурно-художественного оформления. В средние века, когда церковь властвовала над умами, строились роскошные и внушительные культовые здания. В них воплощались умение и талант зодчих данной эпохи, творческая фантазия народа.
Улицы Старой Риги, дома наполняющие их — увлекательная книга для того, кто умеет ее прочесть. Почти про каждый переулок, про каждый дом можно рассказать что-нибудь любопытное и необычное. Чем мы и займёмся в следующих статьях.
Pingback: Ратушная площадь в Риге -()