Мы близко познакомились с Охридским озером и расположенным на его берегах курортным городком Охрид. Однако пройдем в Старый город, посмотрим хотя бы на главнейшие (по своему художественному и историческому значению) из многочисленных памятников, приобщимся к временам, давно прошедшим. Редкий город сравнится с Охридом по густой концентрации средневековых памятников византийской эпохи и славянской архитектуры дотурецкого периода.
Городская гряда увенчана мощными стенами крепости царя Самуила X века. Хорошо сохранились импозантные ворота с двумя огромными круглыми башнями по бокам, отдельные участки стен, окружавших когда-то весь город. Крепость охватывала и замок царя, и часть жилого города и имела много оборонительных сооружений. Это была крупнейшая на территории Македонии укрепленная твердыня.
Несколько ниже входа в крепость, на южном склоне гряды, видно полуразрушенное здание памятника, имеющего большое значение. Это была вначале одна из старейших церквей — храм святого Пантелеймона, основанная Климентом в 893 году, в которой находилась его школа письменности и были созданы первые книги на языке македонских славян. По-видимому, Климент был в ней же и похоронен. Однако турки в XV веке превратили церковь в мечеть, известную под именем Имарет, которая впоследствии была почти разрушена.
Неподалеку находятся также остатки христианской базилики V века с фрагментами мозаики и фресковой живописью. Это не самый древний памятник: в шестидесятых годах в Охриде найден фундамент огромного римского театра, вмещавшего, по-видимому, несколько тысяч зрителей. Он датируется I веком нашей эры.
Но самые значительные памятники Охрида — храмы святой Софии и святого Климента.
Храм святой Софии находится ниже по склону и ближе к озеру, на улице к полуострову Лабино. Здание неожиданно появляется в лабиринте небольших двух- и трехэтажных домиков. Церковь имеет 40 метров длины. Она строилась в XI веке по велению византийского архиепископа Льва. На протяжении долгого времени здесь был соборный храм города. В XVI веке западный фасад пристроили притвором с двухэтажной галереей с изящной колоннадой – это один из лучших образцов средневековой архитектуры. Храм не минула печальная участь других. Сделав его мечетью, турки заштукатурили все фрески. Только после II Мировой войны были проведены сложнейшие работы по реставрации самого храма и очистке настенной живописи. Большая часть фресок снова предстала перед верующими вдохновенными композициями, созданными по-видимому, коллективом мастеров в XI — XIV веках. Узнаются характерные черты македонской школы, отошедшей от сдержанного классического византийского стиля. Движения и позы фигур свободны, живы, выразительны лики! Летом в храме звучат концерты старинной музыки.
Также большое значение для религии и культуры имеет храм святого Климента, один из лучших дошедших до нас памятников средневековья. Он стоит, окруженный кипарисами, на довольно крутом склоне, близ гребня гряды, несколько восточнее ворот крепости. Этот изящный однокупольный храм был построен византийским полководцем Прогоном Згуром в честь богородицы Перивлепты. Позже он получил имя по Клименту, поскольку его мощи находились некоторое время под сводами этого храма. Все здание, крестообразное в плане, производит впечатление легкого изящества и даже некоторой изысканности в деталях. Даже наружные поверхности стен поражают своим рисунком, сложенным из фигурных кирпичей или камней в самых разнообразных сочетаниях. Эта церковь славилась своими иконами древнего письма XIV века. При нашествии турок они были вынесены из храма и спрятаны монахами и жителями города в надежных местах. Теперь большинство их разыскано и находится в музее города Скопье. Не так давно очищена, реставрирована и снова увидела свет изумительная настенная живопись храма, показавшая еще раз все своеобразие средневекового искусства Македонии. Большинство этих фресок принадлежит кисти известных живописцев ХIII — XIV веков — Михаила и Евтихия, создавших великолепные фрески и словно оживившие в своем тонком и умеренно реалистическом воплощении традиционную живопись древней Византии.
Продолжив путь далее, на запад, скоро выходим к берегу, где на скалистом мысу Лабино, выдающемся далеко в озеро, предстают очертания храма святого Йована-Канэо. Редко какой памятник архитектуры может гордиться столь живописным положением! Его строгий византийский профиль выделяется силуэтом на фоне нежно-лиловых далеких гор и отражается в зеленовато-бурых глубинах озера. Скалы, служащие ему фундаментом, почти вертикально обрываются к воде. Их уступы поросли курчавой зеленью дикого инжира. Тишина царит над озером, и не можешь оторваться от созерцания этого спокойного и древнего пейзажа. Время создания храма точно не установлено, но, по некоторым данным, он существовал уже в ХIII веке. В шестидесятые годы здесь были обнаружены средневековые фрески.
По городу рассеяно еще несколько храмов и памятников большей или меньшей степени сохранности. Почти все они датированы ХIII — XIV веками. Одни известны своими иконами или фресками, другие — знаменитой македонской резной деревянной «скульптурой». О ней стоит сказать особо.
Глубокая резьба по дереву, называемая здесь «дуборез», представляет особый жанр декоративного искусства, родившийся от более древней резьбы по камню. Материалом служила дубовая древесина. В старых храмах Македонии мы встречаем редкие красотой и сложностью композиции: орнаменты, колонны, полуколонки и целые иконостасы из «дубореза». Особенно прославилась этим искусством школа мастеров города Дебар, лежащего к северу от Охрида. Расцвет этого жанра наступил в конце ХIII — начале XIX века. Таким образом, «дуборез» — всегда более поздний элемент в здешних храмах. В нем богато использованы мотивы растительного и животного мира, а подчас изображены и целые события из священной или светской истории. В старое время золоченая резьба как сказочное кружево украшала храмы, способствуя созданию в них торжественной и возвышенной обстановки. Однако теперь в Македонии, и в частности в Охриде, подобные шедевры народного творчества можно встретить не только в старых церквах. После второй мировой войны в социалистической Югославии по инициативе местных энтузиастов и художников и при поддержке народных властей это забытое в течение столетия искусство было снова вызвано к жизни. Дуборез возродился! В Охриде была основана специальная школа резьбы по дереву, взявшая за основу традиции старых художников. Позже была создана артель мастеров, чьи произведения украшают многие государственные учреждения. Их произведения стали известны и далеко за рубежами страны.
К достопримечательности старого города нужно отнести и построенные местными жителями в начале XIX века интересные по своей архитектуре небольшие жилые дома, сохранившиеся в узких уличках. Они имеют два, три, а то и четыре этажа, при этом каждый из верхних этажей шире нижележащего и нависает над улицей. Интерьеры этих домиков часто украшены деревянной резьбой.
В одном из таких домов помещается Институт охраны памятников, в другом — Городской музей. В нем можно увидеть обстановку, предметы быта и произведения народного творчества XIX века. Здесь же выставлена утварь, связанная с традиционным рыболовным промыслом, — лодки охридских рыбаков с высокими носами и прикрепленными к бортам бревнами, придающими судну устойчивость, сети, снасти, бадьи. Бесконечно разнообразные народные костюмы дополняют представления о быте прошлого века, более ранних эпох. Наибольшей пестротой, фантазией и богатой отделкой отличаются современные женские костюмы, часто перегруженные всевозможными вышивками, аппликациями, передниками, бусами, сложными головными уборами. Костюмы мужчин просты и лаконичны, сделаны из темно-коричневого или белого толстого сукна, на голове — небольшая черная круглая шапочка.
Остается рассказать несколько слов об окрестностях города, о некоторых примечательных местах, расположенных по берегу Охридского озера. А их немало, и в каждом ждет нас какое-нибудь чудо. Читайте в следующей статье.
Олег Сергеевич Гребенщиков, доктор географических наук, биогеограф.
Pingback: Охрид – старинный македонский курорт -()